ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: учить распознавать однокоренные слова и выделять корень.
Задачи:
1 уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.;
2.формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от формы слов;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Учащиеся разбиты на две группы
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится! Ведь недаром в народе говорят: «… терпенье и труд все перетрут.»
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Точный ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
-А что же мы с вами будем исследовать?
-О чём будем говорить на уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: (слайд 3)
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
Слово «корень» многозначное или однозначное? (многозначное)
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
Так о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о корне и об однокоренных словах)
Послушайте сказку «Два корня»
Встретились однажды корень куста и корень слова.
-Здравствуй, — говорит один.—Я — корень, а ты кто?
-А я тоже корень, — отвечает другой.
-Я в земле живу, — сказал первый. – А ты где живёшь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну, какой же корень может жить в словах! — усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. – От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри, сколько новых слов выросло только из одного корня САД (на доске дерево с однокоренными словами) (слайд 4)
Услышали их спор люди и сказали:
— Не спорьте, вы нам оба необходимы. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Работа с деревом, которое висит на доске:
— Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
— А попробуйте прочитать только корень.
— Вы поняли, что означает это слово?
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
— Ясен ли смысл слов?
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
Однокоренные слова следует отличать от формы слова. Формы слова образует окончание: (слайд 5)
Вода, воды, воду, водой — форма слова.
Вода, водяной, подводник – однокоренные слова (однокоренные слова относятся к разным частям речи и имеют общий корень)
А теперь закрепим наши знания.
1.«Найди корень слова» (устно) (слайд 6)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветной, цветок, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
2. «Помоги Сове» (слайд 7)
Сова подобрала к данным ей словам родственные слова, но по дороге в школу они у неё рассыпались, и вот что осталось:
Машина — …ист
рыба — ..ак
море — …як
скрипка — …ач (выдели общий корень)
3.Работа с книгой. Выполняем упр.145 стр.64. В каждой строчке найди однокоренные слова. (слайд 8)
Физминутка.
4.Работа с карточками (слайд 9)
1 группа
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Что общего у этих слов?
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
2 группа
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Что общего у этих слов?
Лиска, лисонька, лиса!
Ты в каких живёшь лесах?
Лисий хвост замёл следы.
Где лисичка? Видел ты?
5.Работа с книгой
Упр.146. Найдите разные формы существительного дерево. Обозначьте окончание.
6.Игра «Кто у кого?» (слайд 10)
Назови детёнышей животных, обозначь корень в словах
у лягушки-
у кошки-
у волка-
у зайца
у утки-
у гуся-
у лисы-
Рефлексия. Подведение итогов.
—О чём мы сегодня говорили? О какой части слова?
-Чему научились? (выделять в словах общий корень)
— Что научились отличать? (однокоренные слова от формы слова)
— На следующих уроках мы продолжим изучение данной темы.
— Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
11.Домашнее задание: упр.147, стр.65, правило на стр.64 (слайд 11)