Конспект урока на тему «Местоимение (общее понятие)»

Тема: Местоимение (общее понятие)

Цели:

  • Формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в речи, повторение разбора слов по составу, синтаксический разбор предложения.

  • Развитие речи, внимания, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, расширение кругозора.

  • Воспитание аккуратности на письме, любви к предмету и к животным.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа, тестирование.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, видеоролик, карточки с заданиями, тесты.

1. Орг.момент

Приветствие.

— Русский язык мы изучаем с первого класса. Но, надо отметить, что русским языком интересуются еще 45 стран мира.

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

2. Минутка чистописания

— Прочитайте слова перед вами.

Зима коньки весёлая каток

— Что общего во всех этих словах?
— Какое слово лишнее и почему?
— Что такое имя прилагательное?
— Найдите в этом слове букву, которая обозначает непарный звонкий согласный. (Л)

Ли лс лу ал мл зл

— Много словарных слов на эту букву мы изучили. Отгадайте одно из них.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …. (лиса)

— С помощью каких слов вы догадались о ком идет речь?

Давайте запишем слово

Лиса

В гостях у слова

Свое название лиса получила за желтый окрас меха. Раньше на Руси — лис — означало желтый, лисый — желтоватый, залисеть — пожелтеть.

Более 700 лет назад жил Новгородский князь Патрикей Нарумтвович, который отличался большой хитростью и изворотливостью ума. Кому же, как ни лисе дать отчество Патрикеевна.

Давайте подберем однокоренные слова.

— Какие слова называются однокоренными?

Лиса-лисичка, лисица, лисонька, лисята, лисий.

Разбор слов по составу

— Что вы знаете про лису?

— Как вы думаете лиса вредное животное или полезное?

Сообщение ученика

Лисица — широко распространенный в нашей стране зверь. Раньше лисицу считали вредным животным. По неведению и сейчас еще некоторые охотники всеми силами стараются разорять найденные лисьи норы. В настоящее время лисица признана полезным животным, которое подлежит охране.

Конечно, лисица не упустит случая задавить зайца, поймать тетерку или куропатку, разорить птичье гнездо, а также поживиться домашней птицей. Однако вред этот очень мал по сравнению с пользой, которую она приносит.

Почти по всей территории страны лисицы кормятся главным образом, мышами, сусликами и другими грызунами, наносящими ущерб сельскому хозяйству.

Немалую пользу оказывает лисица и нашим лесам, истребляя злейших врагов лесных богатств — майских жуков, за которыми с азартом охотятся подрастающие лисята, поедая их в огромном количестве.



3. Работа над новым материалом

Лисица хитрая и умная, а вот какие умные вы я сейчас проверю. Перед вами зашифровано слово. Кто сможет его узнать, тот и узнает тему нашего сегодняшнего урока:

яяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиаае

— Кто готов прочитайте.

Местоимение.

— Какие местоимения вы знаете? Приведите примеры.

— Что вы знаете о местоимении?

Послушайте стихотворение-загадку и догадайтесь о чем идет речь.

Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).

Вывод: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

— Если местоимения заменяют имена существительные, на какие вопросы они отвечают? (на вопросы существительных)

— Для чего существуют местоимения в речи?

Мы узнаем выполнив упражнение по учебнику.

(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)

Учитель. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

4. Работа по учебнику

Стр. 58 № 136

— Какой недостаток имеется в тексте?

— Как можно исправить повтор одних и тех же слов?

— Как вы понимаете слово «мышкует»?

— Сейчас мы просмотрим видеоролик, который так и называется «Лиса мышкует»

Просмотр видеоролика.

Самостоятельная запись упражнения в тетрадь.

5. Физминутка

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

6. Работа по карточкам

1 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.

нарисую ёлочку. Завтра… пойдём на речку. Утром папа увидел… .

2 вариант. Вставь пропущенное местоимение. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Вечером… читаем сказки. Завтра… пойду в библиотеку. Лена поможет… решить задачу.

Вывод: Местоимения в предложении чаще всего бывают подлежащим и второстепенным членом предложения.

7. Тестирование

Ф.И.____________________________________________________

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы б) она, он в) в, о

6.* Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

7.* Составь предложение, где местоимение выражено второстепенным членом предложения.

7. Итог урока. Рефлексия

— Что нового узнали?

— Что такое местоимение?

— Каким членом предложения оно бывает чаще всего?

— Что вам понравилось на уроке?

— Что было трудным?

— На следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.

Д/з стр. 59 № 138

Оценки за урок.



Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Не с существительными"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: