Тема: Наши праздники — Наурыз. Повторение изученного. Части речи.
Цели: 1.повторить части речи, их грамматические формы , совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся;
2. развивать навыки выразительного чтения; развивать мышление, наблюдательность; развивать эмоции; расширить кругозор учащихся;
3. воспитывать уважение к традициям, обычаям казахского народа, привить чувство прекрасного, привить интерес к изучению русского языка .
Тип урока: повторение.
Методы обучения: практический, словесный, работа с книгой, наглядный, видеоматериал.
Оборудование: интерактивная доска, национальные костюмы, предметы быта казахов, видеоролик, картинка учебника на стр. 198., карточки с новыми словами, фотографии.
Ход урока:
1.Организационный этап.
4. Подготовка к сознательному и активному усвоению нового учебного материала.
Вступительное слово учителя:
— Добрый день, дорогие ребята,
уважаемые гости! Поздравляю вас с праздником весеннего равноденствия. Наурыз — это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни.
И вновь весны приход
Разбудит неба высь,
Разбудит песнь степей
От зимнего забвенья
Приходит Новый год
На праздник Наурыз.
Мой Казахстан, тебе
Все наши поздравленья
Просмотр видео о празднике Наурыз, поможет детям эмоционально настроиться на урок.(1-2 минуты).
— Сегодня на уроке мы прочитаем текст «Праздник Наурыз», познакомимся с обычаями, традициями, казахского народа, связанных с этим замечательным праздником, выполним много интересных заданий, которые позволят нам закрепить наши знания о самостоятельных частях речи.
— Ребята, давайте познакомимся с новыми словами, которые помогут нам раскрыть смысл текста «Праздник Наурыз».
Активный словарь:
праздник весеннего возрождения — табиғаттың жандану мерекесі
скачут на конях — бәйгеге шабады
обнимаются — құшақтап көрісу
начинают теснить — ығыстырады
Слова высвечиваются на интерактивной доске, учитель раздает карточки с новыми словами, которые ученики должны записать в словари. Затем ученики еще раз проговаривают новые слова с переводом.
2. Этап проверки домашнего задания.
Ученики в классе поделены на три группы (условно на три аула). Каждая группа получает оценочный лист, который оценивает учащихся по трем критериям: правильность ответа , активное участие на уроке, поведение на уроке. Каждая группа получает опережающее задание к уроку:
1-я группа. Подготовить бата на казахском языке.
2- я группа. Выучить и прочитать выразительно стихотворение о Наурызе.
3-я группа. Подготовить и прочитать пословицы о труде, о дружбе, объяснить их смысл.
3. Этап всесторонней проверки ЗУН учащихся.
Учитель:
— Традиционно казахи большое внимание уделяли обучению и воспитанию своих детей. Особое место при этом занимало игровое воспитание. Такие игры как «Тоғыз құмалақ«, «Балапан«,»Тақия тастамақ« и др. позволяли развивать память, смекалку, интеллект. Поэтому, следуя традициям предков мы на нашем уроке выполним ряд заданий в игровой форме.
— Весной, когда степь расцветала дети выходили играть в «Асыки». Они состязались в ловкости и смекалке. Давайте сыграем в эту замечательную игру, при этом покажем свои знания о частях речи.
Условия игры: по два представителя из каждого аула (группы) вынимают из мешка асыки с номерами, на интерактивной доске высвечиваются вопросы, на которые надо дать устные ответы, а также привести примеры.
Вопросы:
1. Что такое имя существительное?
2. Что такое имя прилагательное?
3. Что такое глагол?
4.Что такое местоимение?
5. Что такое числительное?
6. Что такое наречие?
7. Этап закрепления.
Задание №1
— Ребята, рассмотрите картинку упр1. стр. 198. Ответьте на вопросы.
Что изображено на картинке?
Как выглядят юрты?
Как показаны люди? Как вы думаете, какое у них настроение?
Какой это праздник?
Задание №2
Упражнение 2. стр.198.Прочитайте текст «Праздник Наурыз». Ответьте на вопросы.
1. Первичное чтение. Учитель читает текст под музыкальное сопровождение (включить музыку).
2. Чтение текста по одному учащемуся из каждой группы (проверка выразительного чтения и правильного произношения русских слов).
3. Найдите в тексте предложения, в которых встречаются новые слова. Н-р: Наурыз- праздник весеннего возрождения природы.
4. Ответьте на вопросы к тексту стр.199. Игра «Байга».Условия игры: ученики одной группы задают вопросы к тексту своим оппонентам. Победит тот, кто даст полный и верный ответ на вопрос к тексту.
5. — Ребята, давайте сыграем в казахскую национальную игру «Көкпар».
Условия игры: игроки команд кидают игрушку козленка и называют глаголы, которые встретились в тексте, без повторов. Затем по одному представителю из команды записывают по одному глаголу, употребив его в прошедшем времени в в м.р., ж.р. и во мн.ч., выделить окончания. Н-р: готовил — готовила — готовили.
Упражнение 3. стр.199. Составьте предложения. Вместо точек вставьте нужные слова из правого столбика. Три предложения запишите в тетрадь. Какие наречия встретились в предложениях. Подчеркните их. Н-р: Праздник проходит (как?) весело.
Задание № 3.
— К Наурызу каждая семья готовить традиционное блюдо – Наурыз – коже, состоящие из семи продуктов. Давайте и мы приготовим Наурыз — коже. Составьте словарь на данную тему, слова должны соответствовать ингредиентам блюда: вода, соль, рис, пшено, перловка, мясо, кефир.(на доске показаны с изображением продуктов их надо сложить в казан).
— На какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи они являются?
— Выделите в словах окончания, поставьте ударение.
ЗАДАНИЕ № 4
А теперь, чтобы праздник был полным, оденем человека в национальную казахскую одежду. К данным существительным подберите прилагательные , в скобках укажите род и число прилагательных, сделайте вывод.
Девочка (какая?) красивая (ж.р., ед.ч.)
Мальчик (какой?) красивый ( м.р., ед.ч.)
Платье (какое?) белое (ср.р., ед.ч.)
Шаровары ( какие?) (мн.ч.)
Камзол (какой?) новый (м.р., ед.ч.)
Чапан (какой?) зеленый (м.р., ед.ч.)
Ичиги (какие?) черные (мн.ч.)
Слова — помощники: белое, черные, зеленый, красивая, красивый, новый.
Задание № 5
Прочитайте и запомните праздники в нашей республике. стр. 200 учебника.
Задание № 6
Упражнение 5 стр. 200. Прочитайте. Расскажите, что говорит о празднике Наурыз народная артистка РК Бикен Римова (на доске фото актрисы).
Задание № 7
Упражнение 6. стр. 201 учебника. Прочитайте пословицы. Скажите, почему так говорят.
Сделал дело — гуляй смело. Долог день до вечера, если делать нечего. Делу- время, потехе- час.
Задание № 8
Упражнение 7 стр. 201 учебника. Прочитайте диалог. Поговорите друг с другом по образцу.
Задание № 9
Упражнение 8 стр. 201 учебника. Как называются первые весенние цветы, если вы дадите правильный ответ, то на доске появится фотография этих цветов.
а) ромашки в) розы
б) подснежники г) ландыши
Урок завершается игрой на домбре одного из учеников.
8. Этап подведения итогов урока.
1. Рефлексия.
— Ребята, покажите мимикой, жестами понравился ли вам урок.
2. Выставление оценок за урок, подсчитав баллы в оценочном листе.
3. Домашнее задание (уровневые задания ):
1-й уровень. Упр. 5 стр.200 Переведите текст на русский язык.
2-й уровень. Составьте рассказ по картинке на стр. 198.
3-й уровень. Упр. 4 стр.200 (письменно).