Конспект урока на тему «Обобщение знаний об имени существительном»

Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»

Цель:

— обобщение знаний детей об имени существительном.

— закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;

— развивать навыки правильного построения предложений и точного употребления слов; орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

— Прививать любовь к родному языку, к животным.

Оборудование:

табло с названием каждой команды для подведения счёта после каждого гейма,

таблички – названия геймов,

индивидуальные сигнальные карточки,

карточки с заданиями для каждой команды.

Ход урока:

1.  Орг. момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. –Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка.

 Он будет проходить в виде игры «Счастливый случай».

3. Актуализация.

— Итак, начнём нашу игру с небольшой разминки. Так как это урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?

— В слове счастливый в корне написали безударную гласную а , так как проверочное слово счастье, сочетание ча пишем с буквой а,

— В слове счастливый окончание –ый, так как это имя прилагательное мужского рода, случай (какой?) счастливый.

— В слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно.

— второй вопрос: задаю вопрос вы отвечаете и говорите какая орфограмма встречается в словах.

1) как называется ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница)

2) человек, играющий на скрипке (скрипач)

3) шел — шел без дорог

где шел, там и лег

до весны пролежал

а весной побежал (снег)

4) дети в раннем возрасте (Ребята)

5) новая, пожарная что? (машина)

6) красивая, умная, охотничья ….(собака)

7) большой, лохматый, косолапый ….( медведь)

— что общего в этих словах?

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Кто? Что?)

— Сегодня встречаются 2 команды друзей – товарищей. Давайте дадим командам названия. 1 команда называется КТО?, а 2 команда ЧТО?

3. Работа над темой урока.

Гейм 1. «Темная лошадка»

Первый гейм называется – «Тёмная лошадка». Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – это я. Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное. Я – ведущая часть речи в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение. Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

О какой части речи можно так сказать?

— Молодцы, конечно, это имя существительное.

— Итак, тема нашего урока – Обобщение знаний об имени существительном». И цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном. А темной лошадкой оказалась какая часть речи? (Имя существительное), 

Свежие документы:  Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

1. Фронтальный опрос:

Вопросы задаются сразу двум командам. Кто быстрее и правильно ответит.

— Что называется именем существительным?

— Как изменяется имя существительное?

— Какого рода могут быть имена существительные?

— Как можно узнать род имени существительного?

— Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?

— Как сказать другими словами «Изменение по вопросам»

— Сколько падежей в русском языке?

— Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?

—  Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению.

— В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим?

2. Творческая работа

—  А теперь посмотрите на доску и скажите, можно ли, не убирая кляксы, определить род этих слов?

                                                                 ЛО

ЛО

ЛО

ЛО

— Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание о

—  Скажите, какие слова были написаны до того, как упала клякса, ваши версии.

Д. Село, крыло, стекло, шило, зло.

—  Какое ещё окончание имеют имена существительные среднего рода?

— Как можно узнать род имени существительного?

Задание 3

—  Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа.

На доске.

Команда 1                         Команда 2

певцы- …                           концы-…

вёдра — …                           пни — …

ели — …                               сосны — …

столы — …                          кровати — …

дома-…                              гвозди — …

— Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?

Задание 4

— На доске написано стихотворение, выпишите существительное дорожка в столбик. (Один ученик выразительно прочитает стихотворение).

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей,

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой 

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои

— В каких падежах стоит слово дорожка? ( Слово дорожка употреблено в И.п., Р.п., В.п., П.п.)

5. Игра «Корзинка».

—  Каждому участнику раздаются карточки с именами существительными.  Вы должны правильно определить склонение этих  существительных и положить нужную корзину.

Свежие документы:  Статья "Современные технологии в образовательном процессе. Тестовые технологии"

— Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению?


Гейм 2. «Заморочки из бочки»

— Каждый из вас вытащит бочонок с заданием, которое надо выполнить и за которое я всем после урока поставлю оценки.

(Работа с карточками с разными заданиями)

Гейм 3. «Подумай – ка».

—  Вы дома должны были выучить по одной загадке. Теперь каждая команда будет  загадывать свои загадки противоположной команде, а они должны будут отгадать загадку, определить род имен  существительных и показать сигнальными карточками.

Начали!

1.Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Корова).

2. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (Пенал)

3. Он признался ножу:

— Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог. (Карандаш).

4. Я землю копала –

Ничуть не устала.

 А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата).

5.  Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. ( Язык).

6. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие дети. (Яблоко).

7.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

  Живёт под крылечком,

А хвост – колечком (Собака).

8. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. ( Помидор).

9. В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые.

Ходят без завода,

Они птичьего рода. ( Петух).

10. Богатырь идёт железный.

На работе он полезный.

Тащит плуг за собой,

Разговор ведёт с весной. (Трактор).

— Как можно узнать род имени существительного?

6. Устная разминка.

—  А теперь я буду читать стихотворения, в которых вы услышите много существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж . Итак, начали.

Туча, туча, хлынь дождём!

 Громыхай сильнее гром!

Чтоб желтая пшеница

 Стала в поле колоситься,

Чтобы пекарь мне испек

Плюшку, сушку, пирожок,

Сайку, слойку, булку, пышку,

Крендель, сдобу и коврижку.

—  здесь существительные плюшку, сушку, пирожок, сайку, слойку, булку, пышку, крендель, сдобу, коврижку стоят в В.п.

Самолетик-самолет!

Захвати меня в полет!

Пролети над облаками,

Над лесами, над лугами,

Над полями, пашнями,

Над домами нашими.

—  Существительные над облаками, лесами, лугами, полями, пашнями, домами стоят в Т.п.

 Давайте же мыться, плескаться,

 Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и бане.

— Существительные в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, в ванне, в бане стоят в П.п.

— Как определить падеж имени существительного?

Гейм 4. «Гонка за лидером».

Свежие документы:  конспект урока на тему "Душа слова"

— Я буду каждой команде  называть слова. Первая команда будет определять склонение этих имён существительных и показывать сигнальными карточками род имен существительных, а вторая команда определит падеж. А потом наоборот.

Команда 1           Команда 2

По дороге  —  Д.п.         1                       к бабушке – Д.п.           1

От деревни — Р.п.         2                        вдоль опушки – Р.п.    1

Над рощей – Т.п.         1                       за машиной – Т.п.         1

На выставке  — П.п.      1                       на балконе – П.п.          1

С площади – Р.п.         3                        о смелости – П.п.         3

По улице – Д.п.           1                        по крыше – Д.п.            1

У подруги  — Р.п.          1                       от тёти – Р.п.                 1

С дядей – Т.п.              1                        под снегом – Т.п.          2

В башне – П.п.             1                       в словаре – П.п.             2

О храбрости – П.п.      3                       к ночи – Д.п.                  3

— Как определить падеж имени существительного?

— Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению.

— Как можно узнать род имени существительного?

4.Рефлексия

Учитель подводит итоги.

— Вот и закончился наш урок – игра «Счастливый случай».

— Для какой же команды «Счастливый случай» был действительно счастливым?

— оцените работу группы

5. Итог урока.

— чему научил меня этот урок?

— что было интересного на уроке?

— что удалось на уроке?

6. Домашнее задание.

Стр. 66, задание 108. Спишите предложения, выделите окончания имён существительных. Укажи род и склонение существительных вещь, дело, огонь, кружево, ветвь.













































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: