Конспект урока на тему «Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь»

Тема: Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь


Цели:

1. Учить обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь знак.

2. Формировать интерес к урокам письма.

3. Развивать мышление, внимание, фонематический слух.


Оборудование:

Учебник «Логопедический букварь», карточки со словами, карточки с тестами, сигнальные карточки.



Сценарий урока


1.Орг.момент

Мне с вами всегда интересно, друзья.

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.



2. Пальчиковая гимнастика

а) Руки на столе лежат,

И пока что крепко спят.

Правая рука проснулась

И тихонько потянулась.

(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)


Это правая рука

Улеглась она опять,

Видно, будет отдыхать.

Вот и левая проснулась

Тоже сладко потянулась.

(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)


Теперь две руки проснулись –

Сильно – сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках приподнимаются)


Светят солнышка лучи –

Они очень горячи.

А как тучка набежала –

Видно солнышка не стало.

(Пальцы сжать в кулачки)


С утра пальчики старались –

В своем доме убирались.

(Подметание метелкой, закручивание винтика, оттирание пятнышка, подбирание крошек, кормление цыплят)


б) Массаж подушечек пальцев

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж,

Хорошенько разомнем

И к другому перейдем.



3. Минутка чистописания


На доске: Ее, Ии, Яя

-Что объединяет эти буквы? (Обозначают мягкость согласных)


4. Звуко-буквенный анализ слов

Сирена, ребята.

-Подчеркнуть гласные буквы, разделить слова на слоги, обозначить мягкие согласные, указать количество букв и звуков.


5. Актуализация знаний

Загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

-Запишите отгадку, сделайте звуко-буквенный анализ слова.


М е л


Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто виновник – отгадай,

Выше руки поднимай!

-Чтобы последний звук в слове стал мягким, какую букву добавили?

-Запишите слово, сделайте звуко-буквенный анализ слова.


М е л ь


Вывод.

Мягкий знак — хитрый знак,

Без него нельзя никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.


6. Сообщение темы и целей урока

Будем учиться обозначать мягкость согласных буквой Ь знак.


7. Работа по теме урока

Игра «Волшебники»

-Превратите одни слова в другие, т.е. в слова с другим значением с помощью Ь знака.

Хор — в хищного зверька,

кон — в домашнее животное,

Свежие документы:  Урок русского языка в 5 классе по теме «СТИЛИ РЕЧИ»

мол — в насекомое.

Под диктовку: Хор – хорь, кон – конь, мол – моль.

(При письме каждой пары слов уточняется количество букв и звуков)


— Какую работу выполняет Ь знак в данных словах?


Игра.

-Собери в правую корзинку слова, в которых будешь писать Ь знак, а в левую без Ь знака.


На доске слова: тен○ сон○ пыл○ фасол○


бол○ шум○ лен○ нос○ сирен○

-Ты скажи, в каких словах не напишешь Ь знак?

-Слова с Ь знаком запишите в тетрадь.


-Запиши слова отгадки.

1) Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? … (Олень)

2) Кто приходит,

Кто уходит —

Все её за ручку водят. (Дверь)

3) Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

4) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь)


8. Физминутка

Упражнения на

  • расслабление кистей рук

  • расслабление мышц туловища

  • профилактику зрения



9. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Задание.

Сделай звуко-буквенный анализ слов: I вариант – медведь,

II вариант – голубь.

10. Словарная работа


Ре — бя — та

-Составьте предложение со словом ребята.


Паль — то — 6 б., 5 зв.

-Назовите место Ь знака в слове. Какую работу он выполняет в слове?

-Составьте предложение со словом пальто.


11. Работа по учебнику (с предложениями)

-Спишите предложение, составьте его схему.

Ребята насыпали соль на камень и на пень.

-В каких словах букв больше, чем звуков?


Под диктовку.

У Тани новое пальто.

-Запишите предложение, составьте его схему.



12. Работа по теме урока (продолжение)

Письмо под диктовку.

Пеньки, банька, угольки.

-Назовите мягкие согласные в словах, какими буквами обозначили мягкость согласных?

-Что произойдет, если не напишите Ь знак в этих словах?


Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будешь забывать

Мягкий знак в словах писать.



13. Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Какую работу выполняет Ь знак на письме?



14. Тест

Проводится в форме игры «Крестики – нолики»


Х – да, О– нет


-Буква Ь знак звука не обозначает.

-Буквой Ь знак обозначают мягкость согласных.

-Чтобы записать слово ноль достаточно трех букв.

-В слове гусь букв больше, чем звуков.

-В русском языке есть другие буквы для обозначения мягкости согласных.


х

х

о

х

х



Проверка выполнения теста (сравнение с результатами на доске)


Спасибо за урок!





Свежие документы:  КОНСПЕКТ МУЗЕЙНОГО ЗАНЯТИЯ «Крутись-вертись, веретено!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: