Тема: Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь
Цели:
1. Учить обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь знак.
2. Формировать интерес к урокам письма.
3. Развивать мышление, внимание, фонематический слух.
Оборудование:
Учебник «Логопедический букварь», карточки со словами, карточки с тестами, сигнальные карточки.
Сценарий урока
1.Орг.момент
Мне с вами всегда интересно, друзья.
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
2. Пальчиковая гимнастика
а) Руки на столе лежат,
И пока что крепко спят.
Правая рука проснулась
И тихонько потянулась.
(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась
Тоже сладко потянулась.
(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)
Теперь две руки проснулись –
Сильно – сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются)
Светят солнышка лучи –
Они очень горячи.
А как тучка набежала –
Видно солнышка не стало.
(Пальцы сжать в кулачки)
С утра пальчики старались –
В своем доме убирались.
(Подметание метелкой, закручивание винтика, оттирание пятнышка, подбирание крошек, кормление цыплят)
б) Массаж подушечек пальцев
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж,
Хорошенько разомнем
И к другому перейдем.
3. Минутка чистописания
На доске: Ее, Ии, Яя
-Что объединяет эти буквы? (Обозначают мягкость согласных)
4. Звуко-буквенный анализ слов
Сирена, ребята.
-Подчеркнуть гласные буквы, разделить слова на слоги, обозначить мягкие согласные, указать количество букв и звуков.
5. Актуализация знаний
Загадки.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
-Запишите отгадку, сделайте звуко-буквенный анализ слова.
М е л
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто виновник – отгадай,
Выше руки поднимай!
-Чтобы последний звук в слове стал мягким, какую букву добавили?
-Запишите слово, сделайте звуко-буквенный анализ слова.
М е л ь
Вывод.
Мягкий знак — хитрый знак,
Без него нельзя никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
6. Сообщение темы и целей урока
Будем учиться обозначать мягкость согласных буквой Ь знак.
7. Работа по теме урока
Игра «Волшебники»
-Превратите одни слова в другие, т.е. в слова с другим значением с помощью Ь знака.
Хор — в хищного зверька,
кон — в домашнее животное,
мол — в насекомое.
Под диктовку: Хор – хорь, кон – конь, мол – моль.
(При письме каждой пары слов уточняется количество букв и звуков)
— Какую работу выполняет Ь знак в данных словах?
Игра.
-Собери в правую корзинку слова, в которых будешь писать Ь знак, а в левую без Ь знака.
На доске слова: тен○ сон○ пыл○ фасол○
бол○ шум○ лен○ нос○ сирен○
-Ты скажи, в каких словах не напишешь Ь знак?
-Слова с Ь знаком запишите в тетрадь.
-Запиши слова отгадки.
1) Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? … (Олень)
2) Кто приходит,
Кто уходит —
Все её за ручку водят. (Дверь)
3) Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
4) Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (Морковь)
8. Физминутка
Упражнения на
расслабление кистей рук
расслабление мышц туловища
профилактику зрения
9. Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Задание.
Сделай звуко-буквенный анализ слов: I вариант – медведь,
II вариант – голубь.
10. Словарная работа
Ре — бя — та
-Составьте предложение со словом ребята.
Паль — то — 6 б., 5 зв.
-Назовите место Ь знака в слове. Какую работу он выполняет в слове?
-Составьте предложение со словом пальто.
11. Работа по учебнику (с предложениями)
-Спишите предложение, составьте его схему.
Ребята насыпали соль на камень и на пень.
-В каких словах букв больше, чем звуков?
Под диктовку.
У Тани новое пальто.
-Запишите предложение, составьте его схему.
12. Работа по теме урока (продолжение)
Письмо под диктовку.
Пеньки, банька, угольки.
-Назовите мягкие согласные в словах, какими буквами обозначили мягкость согласных?
-Что произойдет, если не напишите Ь знак в этих словах?
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будешь забывать
Мягкий знак в словах писать.
13. Итог урока
-Чему учились на уроке?
-Какую работу выполняет Ь знак на письме?
14. Тест
Проводится в форме игры «Крестики – нолики»
Х – да, О– нет
-Буква Ь знак звука не обозначает.
-Буквой Ь знак обозначают мягкость согласных.
-Чтобы записать слово ноль достаточно трех букв.
-В слове гусь букв больше, чем звуков.
-В русском языке есть другие буквы для обозначения мягкости согласных.
х | о | х | х |
Проверка выполнения теста (сравнение с результатами на доске)
Спасибо за урок!