Тема. Объяснение правописания слов с разделительным Ь.
Цели.
Совершенствовать умение в написании слов с разделительным Ь, развивать орфографическую зоркость.
Способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной и письменной связной речи
Формировать слуховое и зрительное восприятие, мыслительную деятельность
Воспитывать интерес к урокам письма.
Оборудование: предметные картинки к сказке «Теремок», табличка со словарными словами, карточки, памятка, сигнальные карточки, простые карандаши. На доске солнышко и тучка, у детей лучики солнца, капельки дождя.
Ход урока.
Организация учащихся.
Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите-ка на нас!
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
Целеполагание.
Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие с героями сказки «Теремок» (рисунок теремка)
Во время путешествия мы будем преодолевать трудности, используя свои знания по теме.
Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?
Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
(разделительный мягкий знак)
Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с разделительным Ь.
Чтобы попасть в сказку надо выполнить следующие задания:
Устная разминка.
Упражнения для развития слухового и зрительного восприятия.
Назвать слог с разделительным Ь. (я 1 слог, дети с разд. Ь)
Ля – лья ви – вьи
Ме – мье тю – тью
пи – пьи де – дье
нё – ньё сё – сьё
Прочитать слова, исключить «лишний столбик слов». Почему?
Татьяна семья альбом
Шью платье пальто
Наталья воробьи морковь
Найти лишнее слово в 1 столбике. Объяснить.
Вывод. Обращение к памятке.
Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)
Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я)
Дидактическая игра «Внимательные ушки».
Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть разделительный мягкий знак, то поднимите карточку с мягким знаком.
Печенье, Коля, лисьи, день, платье, пьют, ручьи, мальчик, полёт, колосья, польёт,
семья, деревья, семя, олени.
Работа над скороговоркой:
Поля поле пашет,
Коля колья колет.
Найти слово с Ь. (Какой?) разделительный
— Послушайте, я прочитаю скороговорку.
— Прочитайте медленно, выговаривая чётко каждое слово.
— Это скороговорка, поэтому читаем чётко и быстро.
Вывод. Когда пишется разделительный мягкий знак?
Работа в тетрадях.
Запись даты, классная работа
Минутка чистописания.
Так как будем работать с ь знаком, то вспомним написание самого мягкого знака и его соединение с другими буквами (карточка)
ьи ье ьё ью ья.
лью чьи рья вью льё.
Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь всегда писать.
Наша сказка начинается.
Словарная работа.
— Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Бежит мимо мышка – норушка, собирает колосок (рисунок мышки)
— Поможем ей, ребята, собрать быстрее колоски и добежать до теремка?
— Вставить пропущенные буквы в словарные слова, поставить ударение, подчеркнуть опасные буквы.
П…льто, м…роз, к…рандаш, р…бята, т…традь, р…бота, м…дведь, п…тух.
Найти слова с Ь. Что делает Ь? (смягчает)
— Добежала мышка до теремка, постучалась и спрашивает:
— Кто в теремочке живёт?
Никто не отзывается. Попробовала открыть дверь, не может. Помогите ей открыть дверь. На двери такое задание:
Выборочное письмо
Я показываю слоги: тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, онь, едь, вьи, жьё. Прочитайте. Запишите только слоги с разделительным мягким знаком.
Вывод. Когда пишется разделительный мягкий знак?
— Мышка благодарит вас за помощь. Она очень рада, что дверь открылась. Зашла она и стала жить в теремке.
Физминутка
Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Сказка продолжается.
— Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает:
Можно я с тобой буду жить? (рис. лягушки)
— Можно, если выполнишь задание.
Тренировочные упражнения (продолжение)
Как сказать одним словом? Ответ записать. Подчеркнуть слоги с разделительным Ь.
Домики для пчел. Мать, отец, дети.
Ягоды, сваренные в сахаре. То, без чего птица не улетит.
Заросли высокой травы. Животные – макаки.
(ульи, семья, варенье, крылья, обезьяна, бурьян)
Вывод. Когда пишется разделительный мягкий знак?
— Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём.
— Бежит мимо зайчик – побегайчик. (рисунок) Остановился и спрашивает:
— Я, зайчик – побегайчик. Возьмите меня к себе жить.
— Мы бы взяли, да только надо выполнить такое задание.
— Ребята, помогайте!
Самостоятельная работа.
Стр. 137, упр. 18
Списать, вставить пропущенные буквы. 2 группа – 3 предложения.
— Стали они жить втроем.
Но тут пришёл медведь (рисунок), не заметил теремок, наступил и сломал. Чтобы выстроить новый – надо выполнить задание: найди и исправь все ошибки.
Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки.
Найди ошибки в письме, исправь их (на листочках)
Здравствуйте, ребьята!
Пишут Вам лесные жители. Скоро наступит зима. Будет кружит вюга, падат снежные хлопя. Помогите построит новое жилё.
Ваши друзя.
Как вы думаете, довольны ли лесные жители тем, как вы исправили ошибки?
Выстроили новый теремок. Лучше прежнего получился теремок! Стали они вместе жить – поживать, да добра наживать.
Задание на дом стр. 138, упр. 21. Разбор упражнения.
Итог урока.
Назовите тему сегодняшнего урока?
Как показать на письме раздельное произношение мягкого согласного и гласного?
После каких букв пишется разделительный мягкий знак?
Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? Назовите.
Назовите слова с разделительным Ь.
Рефлексия.
Сейчас мы узнаем ваше настроение. Если на уроке вам было хорошо и комфортно у вас хорошее настроение, то к солнышку прикрепите солнечный лучик. А если кому-то взгрустнулось, то к тучке прикрепите капельку дождя.
5