Тема: «Письмо строчной буквы т»
Описание материала: Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №2» к «Букварю» Т.М. Андрияновой).
Данный урок является первым по данной теме. Конспект предназначен для учителей работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Для реализации системно – деятельностного подхода применяю в своей работе групповые формы работы, работу в парах. Считаю, что эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат.
Цель: научиться писать строчную букву т
Задачи:
1. Образовательные:
— Формировать умение писать букву т;
— Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;
— Закреплять написание изученных букв
2. Развивающие:
— Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;
— Развивать орфографическую зоркость;
— Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать
3. Воспитывающие:
— Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;
— Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
— Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма: Проблемно – диалогическая игра – путешествие
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:
— игровая (урок построен в форме игры – путешествия)
— личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)
— проблемное обучение (частично – поисковый)
— здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.
Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— удерживать цель деятельности до получения её результата;
— планировать решение учебной задачи;
— выполнять последовательность необходимых операций;
— анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
— находить общие элементы в буквах;
— конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
— находить правильно написанную букву;
— анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— ориентироваться в прописи;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
— проявлять интерес к новому;
— интерес к способу решения и общему способу действия;
— развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируе-мые УУД и предметные действия | |
1.Органи-зацион-ный мо-мент
2. Актуа-лизация опорных знаний
3. Поста-новка проблемы
4. Сооб-щение темы
5. Изуче-ние ново-го мате-риала
а) Выде-ление элемен- тов буквы т
б) Напи-сание буквы т
Физкульт-минутка
в)Написа-ние сло-гов и со-четаний с буквой т
г) Напи-сание слов с буквой т
Физкульт-минутка
д) пере-вод печа-тного текста в письмен-ный
5. Подве-дение итогов
6.Рефлек-сия
| Учитель вместе с детьми говорит стихотворение
Обращение к детям: — Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё в порядке: Касса букв, пенал и тетрадка?
-Для чего нам нужно выполнять эти правила? — Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на соседа, улыбнитесь ему. А теперь подарите свою улыбку и мне. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. — Что бы вы пожелали друг другу на уроке обучения грамоте?
Обращение к детям: — А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Поэтому девизом нашего урока будут буквы Пкчаг (зашифрованные слова). — Назовите девиз нашего урока
Обращение к детям: -Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалося сосна.
-Ребята! Мы приглашаем вас на прогулку в зимний лес. Тишина. СЛАЙД № 1(картинка зимнего леса)
Учитель задаёт вопросы: Кого мы там можем увидеть? Отгадайте! — Кто отправится в полёт, В клюве веточку несёт?
— Как одним словом сказать, это кто? — Мы сегодня будем в гостях у зимующих птиц, они будут давать нам задания, а мы будем их выполнять. СЛАЙД №2 (картинки зимующих птиц)
Учитель даёт задание: -Откройте кассы букв и выложим из букв слово ПТИЦЫ
СЛАЙД №3 (слово ПТИЦЫ) Учитель показывает на слайде образец: -Давайте проверим.
-Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно. Кто допустил ошибки? -Оцени себя! (Ученик у доски оценивает себя)
Учитель задаёт вопросы: — Сколько звуков в слове? — Назовите буквы в слове? — Назовите их
Задание детям: — Откроем Прописи на с.16 и запишем слово птицы
Учитель задаёт вопросы:
— Почему мы не можем записать это слово? — А вы хотите её научиться писать? — А в жизни, где это умение вам пригодится?
Учитель задаёт вопросы:
— Какая тема нашего урока?
— Чему мы должны научиться?
— Как мы будем это делать?
Учитель загадывает загадку: — Первое задание вам даёт, угадайте кто? — Он в своей лесной палате Носит пёстренький халатик. Он деревья лечит, Постучит и легче. СЛАЙД №4 (изображение дятла)
Учитель даёт задание: — Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах
Задание для парной работы: — Назовите элементы, из которых состоит буква т
— Давайте проверим. Назовите элементы, из которых состоит буква т
— Правильно! Оцени свою работу в паре
— Поднимите «воротца» те пары детей, которые нашли все элементы букв. Молодцы!
— А на какую букву похоже написание буквы т?
Учитель задаёт вопрос: — Может мне кто – то поможет рассказать, как писать букву т СЛАЙД №5 (буква т)
Учитель предлагает оценить работу — Оцени себя!
Учитель даёт задание: — На образце сделайте графический разбор буквы
Учитель вместе с детьми проговаривает слова и делает движения
— Вспомним правила просадки при письме
Задание детям: — Пишем букву т до конца строчки, проговаривая алгоритм написания буквы
Учитель загадывает загадку: — Следующее задание даёт вам, угадайте кто? — Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простуды, С первым снегом, тут как тут! СЛАЙД №6 (изображение снегиря)
Задание детям: — Возьмите простой карандаш и найдите буквы, которые написаны так же, как в образце. Поставьте точки под этими буквами. — Поднимите руку те дети, у которых такие буквы есть. На полях поставьте знак «+»
Учитель задаёт вопрос: — Что было в написании трудным? — Давайте эти трудности будем преодолевать. Угадайте с кем?
Учитель загадывает загадку: — Следующее задание даёт нам маленькая птичка, которая по дворам шныряет, крохи собирает СЛАЙД №6 (изображение воробья)
Задание детям: — Найдите правильную букву т, а остальные зачеркните наклонной линией
Учитель задаёт вопросы: — Какая это будет буква по счёту? — Поднимите руку, у кого также? Молодцы! На полях поставьте знак «+» -Кто ошибся? — Что тебе показалось трудным? — Вы близки к успеху!
— Чему мы сейчас учились?
— Посмотрите на следующую строчку. Как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?
Учитель загадывает загадку: — Угадайте, про какую птицу можно сказать так: — Окраской сероватая, Повадкой вороватая. Крикунья хрипловатая, Известная персона! Кто она? СЛАЙД №7 (изображение вороны)
Задание детям: — Ворона даёт вам задание прочитать слоги и сочетания на следующей строчке
— Напишем эти слоги и сочетания, объясняя соединения буквы т с другими буквами, соблюдая 4 условия
Учитель задаёт вопрос: — Какие условия мы должны соблюдать при письме?
Задание детям: -Пишем слоги и сочетания, используя приём «Веду за собой»
— Оцените свою работу по 4 условиям. Поднимите руку те дети, у кого все условия грамотного письма выполнены. Поставьте на полях знак «+». — Почему у тебя не получилось? — Где ты ошибся?
Учитель предлагает игру: — Давайте поиграем в игру «Договори до словечка»
Задание детям: — Прочитайте слово в следующей строчке
— А сейчас прочитайте его справа налево. Оно читается одинаково. Такие слова мы будем называть слова – перевёртыши. А кто ещё знает такие слова? -Кому трудно, оглянитесь вокруг и найдите такие слова. (Слова на карточках развешены на стенах класса) Назовите их
— Я предлагаю вам право выбора: вы можете записать слово тут по точкам, а кто – то может уже самостоятельно напишет это слово до конца строчки. Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
— Оцените свою работу. Поставьте знак «+», кто написал красиво, чисто, аккуратно, грамотно
-Чему мы сейчас с вами учимся?
Задание детям: — Решите задачку и запомните те слова, которые начинаются на букву т: — Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? — Какие слова на букву т вы запомнили?
— Запишите эти слова самостоятельно, глядя на образец в прописи или на слайде
— Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.
— Какие трудности при написании вам встретились?
Задание детям: -Разгадайте ребус и вы узнаете, какая птица вам скажет следующее задание
— Читаем слова в последней строчке в прописи
— Приготовьте сигнальные карточки
-В каких словах звук [т] произносится мягко, а в каких твёрдо (зелёный квадрат – мягкий согласный, синий квадрат – твёрдый согласный)
— Напишите слова самостоятельно, глядя на образец, соблюдая условия грамотного письма
— Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.
— Какие трудности при написании вам встретились?
— Чему мы сейчас учились?
Учитель говорит слова: — Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Учитель загадывает загадку: — Следующее задание вам даёт, угадайте кто это? Красный клюв И пёстрый хвост- Как красив поющий….
— Что вы знаете о нём? СЛАЙД №8 (изображение дрозда)
— А вы хотите услышать пение дрозда? (Звучит пение дрозда)
— Оказывается, учёные его ставят на 1 место и считают, что дрозд поёт лучше даже соловья.
Задание детям: — Прочитайте следующее слово в прописи?
Учитель задаёт вопросы: — Кто знает значение этого слова? — А где можно узнать?
— Давайте спросим у наших гостей.
Учитель дополняет: — Трутень- это крупное насекомое с огромными почти во всю голову глазами. У него мощные крылья. Нам людям его можно не бояться, у него нет жала. Они летают с большой скоростью. Питаются мёдом, которые приготовили пчёлы.
Задание детям: — Запишите эти слова, переводя печатные буквы в письменные, соблюдая условия грамотного письма
— Оцените свою работу. Сравните с образцом на доске и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.
— Какое умение мы сейчас развивали?
— Заканчивается прогулка в зимний лес. Мы встречали птиц и выполняли их задания. Сосчитайте сколько плюсов, т.е. заданий вы сделали успешно?
— Поднимите руку те дети, которые выполнили 7 заданий успешно. Ваши работы мы поместим на стенд «Наши лучшие работы». Выходите к стенду и положите тетради на выставку. Так держать, ребята!
— Какие затруднения были у вас?
— Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать! Вы уже близки к успеху!
Учитель задаёт вопрос: — Как мы можем помочь пернатым?
Учитель проводит беседу:
— Птицы — наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их. Сделайте кормушки для птиц вместе с родителями. Прикрепите их у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. А весной они порадуют вас своим пением.
— Чему мы сегодня учились на уроке письма?
— Продолжи предложения: Я узнал… Я запомнил… Я научился… Я удивился…
— Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились писать букву т Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки Красный – кому было трудно научиться писать букву т — Ребята! Вы у меня молодцы! Вы мне помогли провести урок
— Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко!
| Дети хором говорят слова: — Встанем мы тихонечко, Сразу успокоимся. На хорошую работу Мы сейчас настроимся.
Дети проверяют готовность к уроку
Дети показывают своё настроение смайликами
Высказывания детей
Дети хором говорят: — Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно
Высказывания детей
— Птицы
Ученик выполняет задание у доски, а остальные учащиеся на своих местах
Дети сравнивают с образцом
Самооценка: — Мне было дано задание выложить из букв слово ПТИЦЫ. Я выполнила работу без ошибок.
Дети отвечают на вопросы
Ученик говорит: — Мы не можем записать это слово
Дети отвечают на них: — Мы не умеем писать строчную букву т -Высказывания детей
— Дети отвечают на вопрос
Дети отвечают на вопросы: — Письмо строчной буквы т
— Учиться писать строчную букву т и соединять её с другими буквами
— Узнаем, из каких элементов состоит буква т — научимся писать новую букву — научимся писать её в соединении с другими буквами в слогах или сочетаниях — научимся писать её в словах — научимся переводить из печатного текста в письменный
Дети отгадывают:
— Это дятел
— Дети говорят правила работы в парах
Работа в парах
Дети проверяют. На слайде один из учеников показывает элементы буквы: «наклонная линия», «бугорок», «качалочка», «крючок до середины»
Самооценка пары: -Нам было дано задание, назвать элементы, из которых состоит буква т. Мы не назвали одного элемента, нам помогли Катя и Саша
Дети оценивают работу в парах
— На букву п
Один из учеников на слайде совместно с учителем показывают развёрнутый алгоритм написания буквы т: -Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии и не доходя 1/3 сверху, «бугорком» уходим вправо, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, вновь поднимаемся по наклонной, с 1/3 сверху выписываем «бугорок». опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины
Самооценка: — Мне было дано задание объяснить, как писать строчную букву т. Я выполнила это задание с помощью учителя
Ученик говорит: — 2 гнёздышка, 2 1/3 сверху от рабочей строки, серединка
Ученик выходит к доске и показывает движения с пальчиками. Слова проговаривают хором: -Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка. А где же я? Да вот же я? Наша дружная семья!
Руки? – На месте! Ноги? – на месте! Локти? – У края? Спина? – Прямая!
Дети работают в Прописи на с.16
Дети отгадывают:
— Это снегирь
Дети сравнивают буквы с образцом в тетради и на слайде, проверяют и ставят знак + на полях
— Высказывания детей
Дети отгадывают:
— Это воробей
Работа в прописи на с.16
— Первая буква
Самопроверка
Самооценка
— Мы учились писать строчную букву т
— Мы будем учиться писать букву т в слогах и сочетаниях
Дети отгадывают:
— Ворона
тв тл та
Дети говорят условия, которые они соблюдают при письме: (на доске таблица ГЭНР) Г – грамотно писать, без ошибок Э – элементы писать правильно Н – буквы писать наклонно Р – не переходить за верхнюю и нижнюю линию рабочей строки
Дети пишут в тетрадях, один из учеников «ведёт» их за собой, проговаривая способы соединения буквы т с другими буквами
Дети оценивают свою работу Самопроверка
Самооценка
Высказывания детей
Дети договаривают слоги и сочетания до целого слова: тв та твой танк таз
тут
тут
Дети находят глазами карточки со словами: Боб, кок, как, наган, заказ
Дети выполняют по выбору задание в тетради
Дети оценивают свою работу Самопроверка Самооценка
— Учимся писать букву т в словах
— Двое
— ты, с тобой
Дети самостоятельно пишут слова в тетради
Дети оценивают свою работу Самопроверка Самооценка
Высказывания детей
Дети разгадывают ребус:
40А — сорока
Каток нитки канат тень
У детей на партах зелёные и синие квадраты
Дети по очереди читают слова и показывают сигнальные карточки
Дети пишут самостоятельно слова
Дети оценивают свою работу Самопроверка Самооценка
Высказывания детей
— Учились писать букву т в словах
Дети выполняют движения
Дети отгадывают:
— Это дрозд
— Дрозд вьёт гнёзда на деревьях — Он очень хорошо поёт
— Да!
— Трутень
Дети затрудняются
— В энциклопедии — Найти в интернете — Спросить у родителей — Прочитать в толковом словаре — Спросить у учителя — Спросить у гостей
Ученик задаёт вопрос: — Уважаемые гости! Скажите, пожалуйста, значение слова трутень?
Дети смотрят на СЛАЙД №9 (изображение насекомого)
Дети пишут слова. Один ученик на доске
Дети оценивают свою работу Самопроверка Самооценка
— Переводили печатный текст в письменный
Дети смотрят в тетрадь и считают, сколько у них плюсов
Дети поднимают руку, выходят с тетрадями и кладут их на стенд «Наши лучшие работы»
Высказывания детей
— Высказывания детей
Дети читают стихи со СЛАЙДА №10 — Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
— Учились писать строчную букву т и соединять с другими буквами в словах
Спросить 5-6 учащихся разного уровня
Дети поднимают кружки, оценивая свою работу
|
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки
Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки
Предметные УУД: знания о буквах и звуках
Личностные УУД: умение видеть, форму лировать цель, проблему, тему урока
Регулятивные УУД: целеполагание
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответст-вии с постав-ленной зада-чей
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Коммуникативные УУД: совместно договаривать-ся о правилах работы в парах
Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью
Предметные УУД: понятия: элементы буквы
Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки, находить общие элементы в буквах
Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы т
Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки
Познаватель-ные УУД: умение ориентироваться в прописи
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни
Предметные УУД: умение применять знания на практике
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: анализироватьнаписание буквы в соответствии с эталоном
Регулятивные УУД: анализироватьнаписание буквы в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы
Регулятивные УУД: анализировать собственную работу, находить ошибки
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Познаватель-ные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций
Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи
Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слогов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины
Познаватель- ные УУД: умение ориентироваться в прописи
Личностные УУД: проявлять интерес к новому
Регулятивные УУД: получает возможность право выбора и планирует решение учебной задачи
Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки, уста-навливать их причины
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Предметные УУД: научиться записывать слова, используя эталон в прописи
Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины
Познаватель- ные УУД: умение ориентироваться в прописи
Предметные УУД: научиться записывать слова, используя, эталон в прописи
Регулятивные УУД: умение анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Познаватель-ные УУД: добывать новые знания, поиск информации
Личностные УУД: проявлять интерес к новому
Коммуника-тивные УУД: умение задавать вопросы
Предметные УУД: перевод печатных слов в письменный
Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении
Коммуника-тивные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата
Познаватель-ные УУД: ориентировать-ся в своей системе знаний
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
|