Конспект урока на тему «Письмо строчной буквы т»

Тема: «Письмо строчной буквы т»

Описание материала: Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №2» к «Букварю» Т.М. Андрияновой).

Данный урок является первым по данной теме. Конспект предназначен для учителей работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Для реализации системно – деятельностного подхода применяю в своей работе групповые формы работы, работу в парах. Считаю, что эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат.

Цель: научиться писать строчную букву т

Задачи:

1. Образовательные:

— Формировать умение писать букву т;

— Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;

— Закреплять написание изученных букв

2. Развивающие:

— Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

— Развивать орфографическую зоркость;

— Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать

3. Воспитывающие:

— Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

— Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

— Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма: Проблемно – диалогическая игра – путешествие

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

— игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

— личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

— проблемное обучение (частично – поисковый)

— здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— удерживать цель деятельности до получения её результата;

— планировать решение учебной задачи;

— выполнять последовательность необходимых операций;

— анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

— находить общие элементы в буквах;

— конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

— находить правильно написанную букву;

— анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

— ориентироваться в прописи;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

— слушать и понимать речь других;

— совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

— проявлять интерес к новому;

— интерес к способу решения и общему способу действия;

— развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении

Структура и ход урока


Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируе-мые УУД и предметные действия

1.Органи-зацион-ный мо-мент







































































2. Актуа-лизация опорных знаний




























3. Поста-новка проблемы












4. Сооб-щение темы

























5. Изуче-ние ново-го мате-риала










а) Выде-ление элемен-

тов буквы т





































б) Напи-сание буквы т











































Физкульт-минутка
































































































в)Написа-ние сло-гов и со-четаний с буквой т
































































г) Напи-сание слов с буквой т






































































































































Физкульт-минутка












д) пере-вод печа-тного текста в письмен-ный











































































































































5. Подве-дение итогов













6.Рефлек-сия














































Учитель вместе с детьми говорит стихотворение








Обращение к детям:

— Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Касса букв, пенал и тетрадка?


-Для чего нам нужно выполнять эти правила?

— Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на соседа, улыбнитесь ему. А теперь подарите свою улыбку и мне. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

— Что бы вы пожелали друг другу на уроке обучения грамоте?



Обращение к детям:

— А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Поэтому девизом нашего урока будут буквы Пкчаг (зашифрованные слова).

— Назовите девиз нашего урока




Обращение к детям:

-Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалося сосна.


-Ребята! Мы приглашаем вас на прогулку в зимний лес. Тишина.

СЛАЙД № 1(картинка зимнего леса)


Учитель задаёт вопросы:

Кого мы там можем увидеть? Отгадайте!

— Кто отправится в полёт,

В клюве веточку несёт?


— Как одним словом сказать, это кто?

— Мы сегодня будем в гостях у зимующих птиц, они будут давать нам задания, а мы будем их выполнять.

СЛАЙД №2

(картинки зимующих птиц)


Учитель даёт задание:

-Откройте кассы букв и выложим из букв слово ПТИЦЫ



СЛАЙД №3 (слово ПТИЦЫ)

Учитель показывает на слайде образец:

-Давайте проверим.


-Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

Кто допустил ошибки?

-Оцени себя! (Ученик у доски оценивает себя)







Учитель задаёт вопросы:

— Сколько звуков в слове?

— Назовите буквы в слове?

— Назовите их


Задание детям:

— Откроем Прописи на с.16 и запишем слово птицы


Учитель задаёт вопросы:


— Почему мы не можем записать это слово?

— А вы хотите её научиться писать?

— А в жизни, где это умение вам пригодится?


Учитель задаёт вопросы:


— Какая тема нашего урока?


— Чему мы должны научиться?




— Как мы будем это делать?
















Учитель загадывает загадку:

— Первое задание вам даёт, угадайте кто?

— Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит и легче.

СЛАЙД №4 (изображение дятла)


Учитель даёт задание:

— Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах


Задание для парной работы:

— Назовите элементы, из которых состоит буква т


— Давайте проверим. Назовите элементы, из которых состоит буква т









— Правильно! Оцени свою работу в паре








— Поднимите «воротца» те пары детей, которые нашли все элементы букв. Молодцы!



— А на какую букву похоже написание буквы т?

Учитель задаёт вопрос:

— Может мне кто – то поможет рассказать, как писать букву т

СЛАЙД №5 (буква т)

























Учитель предлагает оценить работу

— Оцени себя!







Учитель даёт задание:

— На образце сделайте графический разбор буквы




Учитель вместе с детьми проговаривает слова и делает движения
















— Вспомним правила просадки при письме




Задание детям:

— Пишем букву т до конца строчки, проговаривая алгоритм написания буквы


Учитель загадывает загадку:

— Следующее задание даёт вам, угадайте кто?

— Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом, тут как тут!

СЛАЙД №6 (изображение снегиря)


Задание детям:

— Возьмите простой карандаш и найдите буквы, которые написаны так же, как в образце. Поставьте точки под этими буквами.

— Поднимите руку те дети, у которых такие буквы есть.

На полях поставьте знак «+»


Учитель задаёт вопрос:

— Что было в написании трудным?

— Давайте эти трудности будем преодолевать. Угадайте с кем?



Учитель загадывает загадку:

— Следующее задание даёт нам маленькая птичка, которая по дворам шныряет, крохи собирает

СЛАЙД №6 (изображение воробья)


Задание детям:

— Найдите правильную букву т, а остальные зачеркните наклонной линией



Учитель задаёт вопросы:

— Какая это будет буква по счёту?

— Поднимите руку, у кого также? Молодцы!

На полях поставьте знак «+»

-Кто ошибся?

— Что тебе показалось трудным?

— Вы близки к успеху!


— Чему мы сейчас учились?





— Посмотрите на следующую строчку. Как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?



Учитель загадывает загадку:

— Угадайте, про какую птицу можно сказать так:

— Окраской сероватая,

Повадкой вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона! Кто она?

СЛАЙД №7 (изображение вороны)


Задание детям:

— Ворона даёт вам задание прочитать слоги и сочетания на следующей строчке



— Напишем эти слоги и сочетания, объясняя соединения буквы т с другими буквами, соблюдая 4 условия


Учитель задаёт вопрос:

— Какие условия мы должны соблюдать при письме?














Задание детям:

-Пишем слоги и сочетания, используя приём «Веду за собой»






— Оцените свою работу по 4 условиям. Поднимите руку те дети, у кого все условия грамотного письма выполнены.

Поставьте на полях знак «+».

— Почему у тебя не получилось?

— Где ты ошибся?


Учитель предлагает игру:

— Давайте поиграем в игру «Договори до словечка»




Задание детям:

— Прочитайте слово в следующей строчке




— А сейчас прочитайте его справа налево. Оно читается одинаково. Такие слова мы будем называть слова – перевёртыши. А кто ещё знает такие слова?

-Кому трудно, оглянитесь вокруг и найдите такие слова.

(Слова на карточках развешены на стенах класса) Назовите их



— Я предлагаю вам право выбора: вы можете записать слово тут по точкам, а кто – то может уже самостоятельно напишет это слово до конца строчки. Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно.



— Оцените свою работу. Поставьте знак «+», кто написал красиво, чисто, аккуратно, грамотно










-Чему мы сейчас с вами учимся?




Задание детям:

— Решите задачку и запомните те слова, которые начинаются на букву т:

— Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

— Какие слова на букву т вы запомнили?


— Запишите эти слова самостоятельно, глядя на образец в прописи или на слайде






— Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.


— Какие трудности при написании вам встретились?





Задание детям:

-Разгадайте ребус и вы узнаете, какая птица вам скажет следующее задание


— Читаем слова в последней строчке в прописи


— Приготовьте сигнальные карточки



-В каких словах звук [т] произносится мягко, а в каких твёрдо (зелёный квадрат – мягкий согласный, синий квадрат – твёрдый согласный)


— Напишите слова самостоятельно, глядя на образец, соблюдая условия грамотного письма





— Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.


— Какие трудности при написании вам встретились?




— Чему мы сейчас учились?





Учитель говорит слова:

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Учитель загадывает загадку:

— Следующее задание вам даёт, угадайте кто это?

Красный клюв

И пёстрый хвост-

Как красив поющий….


— Что вы знаете о нём?

СЛАЙД №8 (изображение дрозда)




— А вы хотите услышать пение дрозда?

(Звучит пение дрозда)


— Оказывается, учёные его ставят на 1 место и считают, что дрозд поёт лучше даже соловья.


Задание детям:

— Прочитайте следующее слово в прописи?


Учитель задаёт вопросы:

— Кто знает значение этого слова?

— А где можно узнать?









— Давайте спросим у наших гостей.






Учитель дополняет:

— Трутень- это крупное насекомое с огромными почти во всю голову глазами. У него мощные крылья. Нам людям его можно не бояться, у него нет жала. Они летают с большой скоростью. Питаются мёдом, которые приготовили пчёлы.


Задание детям:

— Запишите эти слова, переводя печатные буквы в письменные, соблюдая условия грамотного письма


— Оцените свою работу. Сравните с образцом на доске и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.







— Какое умение мы сейчас развивали?




— Заканчивается прогулка в зимний лес. Мы встречали птиц и выполняли их задания. Сосчитайте сколько плюсов, т.е. заданий вы сделали успешно?


— Поднимите руку те дети, которые выполнили 7 заданий успешно.

Ваши работы мы поместим на стенд «Наши лучшие работы».

Выходите к стенду и положите тетради на выставку. Так держать, ребята!


— Какие затруднения были у вас?


— Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать! Вы уже близки к успеху!


Учитель задаёт вопрос:

— Как мы можем помочь пернатым?


Учитель проводит беседу:


— Птицы — наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их. Сделайте кормушки для птиц вместе с родителями. Прикрепите их у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. А весной они порадуют вас своим пением.
















— Чему мы сегодня учились на уроке письма?







— Продолжи предложения:

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…

Я удивился…



— Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите

Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились писать букву т

Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки

Красный – кому было трудно научиться писать букву т

— Ребята! Вы у меня молодцы! Вы мне помогли провести урок


— Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко!






Дети хором говорят слова:

— Встанем мы тихонечко,

Сразу успокоимся.

На хорошую работу

Мы сейчас настроимся.



Дети проверяют готовность к уроку











Дети показывают своё настроение смайликами




Высказывания детей










Дети хором говорят:

— Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно




















Высказывания детей



— Птицы










Ученик выполняет задание у доски, а остальные учащиеся на своих местах





Дети сравнивают с образцом








Самооценка:

— Мне было дано задание выложить из букв слово ПТИЦЫ. Я выполнила работу без ошибок.



Дети отвечают на вопросы





Ученик говорит:

— Мы не можем записать это слово



Дети отвечают на них:

— Мы не умеем писать строчную букву т

-Высказывания детей


— Дети отвечают на вопрос


Дети отвечают на вопросы:

— Письмо строчной буквы т


— Учиться писать строчную букву т

и соединять её с другими буквами


— Узнаем, из каких элементов состоит буква т

— научимся писать новую букву

— научимся писать её в соединении с другими буквами в слогах или сочетаниях

— научимся писать её в словах

— научимся переводить из печатного текста в письменный


Дети отгадывают:









— Это дятел




— Дети говорят правила работы в парах




Работа в парах





Дети проверяют.

На слайде один из учеников показывает элементы буквы:

«наклонная линия», «бугорок», «качалочка», «крючок до середины»



Самооценка пары:

-Нам было дано задание, назвать элементы, из которых состоит буква т. Мы не назвали одного элемента, нам помогли Катя и Саша


Дети оценивают работу в парах






— На букву п



Один из учеников на слайде совместно с учителем показывают развёрнутый алгоритм написания буквы т:

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии и не доходя 1/3 сверху, «бугорком» уходим вправо, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, вновь поднимаемся по наклонной, с 1/3 сверху выписываем «бугорок». опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины


Самооценка:

— Мне было дано задание объяснить, как писать строчную букву т. Я выполнила это задание с помощью учителя


Ученик говорит:

— 2 гнёздышка,

2 1/3 сверху от рабочей строки, серединка



Ученик выходит к доске и показывает движения с пальчиками. Слова проговаривают хором:

-Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка.

А где же я? Да вот же я?

Наша дружная семья!


Руки? – На месте!

Ноги? – на месте!

Локти? – У края?

Спина? – Прямая!


Дети работают в Прописи на с.16





Дети отгадывают:









— Это снегирь




Дети сравнивают буквы с образцом в тетради и на слайде, проверяют и ставят знак + на полях











— Высказывания детей






Дети отгадывают:





— Это воробей




Работа в прописи на с.16







— Первая буква


Самопроверка


Самооценка







— Мы учились писать строчную букву т





— Мы будем учиться писать букву т в слогах и сочетаниях




Дети отгадывают:








— Ворона




тв тл та













Дети говорят условия, которые они соблюдают при письме:

(на доске таблица ГЭНР)

Г – грамотно писать, без ошибок

Э – элементы писать правильно

Н – буквы писать наклонно

Р – не переходить за верхнюю и нижнюю линию рабочей строки


Дети пишут в тетрадях, один из учеников «ведёт» их за собой, проговаривая способы соединения буквы т с другими буквами


Дети оценивают свою работу

Самопроверка



Самооценка




Высказывания детей


Дети договаривают слоги и сочетания до целого слова:

тв та

твой танк

таз



тут





тут







Дети находят глазами карточки со словами:

Боб, кок, как, наган, заказ





Дети выполняют по выбору задание в тетради









Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка










— Учимся писать букву т в словах










— Двое


ты, с тобой


Дети самостоятельно пишут слова в тетради







Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка





Высказывания детей





Дети разгадывают ребус:


40А — сорока



Каток нитки канат тень



У детей на партах зелёные и синие квадраты


Дети по очереди читают слова и показывают сигнальные карточки




Дети пишут самостоятельно слова








Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка



Высказывания детей






— Учились писать букву т в словах





Дети выполняют движения












Дети отгадывают:






— Это дрозд


— Дрозд вьёт гнёзда на деревьях

— Он очень хорошо поёт



— Да!










— Трутень




Дети затрудняются


— В энциклопедии

— Найти в интернете

— Спросить у родителей

— Прочитать в толковом словаре

— Спросить у учителя

— Спросить у гостей


Ученик задаёт вопрос:

— Уважаемые гости! Скажите, пожалуйста, значение слова трутень?


Дети смотрят на

СЛАЙД №9 (изображение насекомого)










Дети пишут слова. Один ученик на доске





Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка








— Переводили печатный текст в письменный



Дети смотрят в тетрадь и считают, сколько у них плюсов






Дети поднимают руку, выходят с тетрадями и кладут их на стенд «Наши лучшие работы»







Высказывания детей













— Высказывания детей
















Дети читают стихи со

СЛАЙДА №10

— Покормите птиц

зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.


— Учились писать строчную букву т и соединять с другими буквами в словах












Спросить 5-6 учащихся разного уровня


Дети поднимают кружки, оценивая свою работу






















Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку












































Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других













Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки




Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки






Предметные УУД: знания о буквах и звуках



Личностные УУД: умение видеть, форму

лировать цель, проблему, тему урока














Регулятивные УУД: целеполагание



Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответст-вии с постав-ленной зада-чей










Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других









Коммуникативные УУД: совместно договаривать-ся о правилах работы в парах





Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью


Предметные УУД: понятия:

элементы буквы


Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки, находить общие элементы в буквах




Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы т























Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки




Познаватель-ные УУД: умение

ориентироваться в прописи



Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни


















Предметные УУД: умение применять знания на практике


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других









Регулятивные УУД: анализироватьнаписание буквы в соответствии с эталоном



Регулятивные УУД:

анализироватьнаписание буквы в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других





Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы


Регулятивные УУД: анализировать собственную

работу, находить ошибки






Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу


Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других








Познаватель-ные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного





Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций











Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи


Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слогов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины








Познаватель-

ные УУД: умение ориентироваться в прописи


Личностные УУД: проявлять интерес к новому











Регулятивные УУД: получает возможность право выбора и планирует решение учебной задачи



Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки, уста-навливать их причины



Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других





Предметные УУД: научиться записывать слова, используя эталон в прописи


Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины









Познаватель-

ные УУД: умение ориентироваться в прописи











Предметные УУД: научиться записывать слова, используя, эталон в прописи


Регулятивные УУД: умение анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины


Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу


Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни








Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

















Познаватель-ные УУД: добывать новые знания,

поиск информации


Личностные УУД: проявлять интерес к новому







Коммуника-тивные УУД: умение задавать вопросы















Предметные УУД: перевод печатных слов в письменный



Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу




















Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении




Коммуника-тивные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
























Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата


Познаватель-ные УУД: ориентировать-ся в своей системе знаний


Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности













Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: