Тема. Письмо строчной буквы я.
Целевые установки урока.
Предметные результаты: учащийся учится писать строчную букву я; знакомится с особенностями звуков [йа]; выделяет звуки [йа] из слов, различает печатный и письменный шрифты, строчные и заглавные буквы; делит на слоги слова и отмечает в них опасные места; ставит ударение в словах,
Метапредметные результаты: учащийся формулирует с одноклассниками задачу урока, анализирует, подводит множество под одно понятие при работе со звуками речи; оперирует знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковая схема, лента букв).
Личностные результаты: учащийся следит за своей осанкой, приводит примеры из личного опыта, рассуждает о необходимости усидчивости и аккуратности на уроках письма.
Ход урока
Организационный момент
II. Актуализация знаний. Формирование темы урока, определение целей.
1. Загадки. Слого-звуковой анализ слов-отгадок.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык)
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.
(Ящерица)
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко)
Чем больше из меня берут,
Тем больше становлюсь.
(Яма)
И железные рога,
И железная нога,
На цепи на дно пойдет –
Остановит пароход.
(Якорь)
— Назовите первый звук в словах-отгадках. [йа] Первую букву. (Я)
Какой вывод можно сделать?
2. Прочитайте слова:
красная сладкая
крупная садовая
ароматная лесная
Что вы представили? (Ягоды.)
Что общего у этих слов? (Обозначают признаки предмета.)
Что объединяет слова «ягода» и «ежевика»? (Буквы Я и Е обозначают два звука, ежевика – это ягода.)
Е Ё Ю Я
[й э] [й о] [й у] [й а]
Вспомним, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
а) в начале слова.
б) после мягкого знака.
в) после гласного звука.
3. Подбери слова- признаки предметов.
Учитель вывешивает на доске рисунок березы, а дети подбирают слова, указывающие признаки предмета и делят их на слоги.
Например: стройная, зеленая, кудрявая, белоствольная.
(Уделить внимание последнему слогу подобранных слов.)
Какую букву часто называют «яколкой»?
— Так как же будет звучать тема урока обучения грамоте?
III. Работа в Прописи
Повторение правил правильной посадки при письме.
Сравнение начертаний печатной и письменной строчной буквы я.
Анализ элементов, из которых состоит строчная буква я.
— На что похожа буква я.
Письмо строчной буквы я, слогов с я.
я ям ян
Игра «Составь слово»
— Составь слова из слова, используя цифровой шифр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
з е м л я н и к а
1,2,3,4,5,6,8,9
землянка
1,7,3,9
Зима
1,2,3,4,5
Земля
5,3,9
Яма
3,9,5,8
Маяк
5,8
Як
5
я
Звукобуквенный анализ слов.
Составь схемы четырёх последних слов.
IV. Физминутка.
V. Работа по развитию речи.
Работа с текстом «Кто что любит» .
Юра – малину, Лёля – вишню,
Нюра – рябину, а Коля- арбуз.
— Напиши одним словом, что любят дети.
— Напиши, что любят Юра и Нюра. Подчеркни слоги с мягкими согласными.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква-слог и слово!
А. Шибаев
— Вспомните, какое задание в начале урока мы выполняли первым? (Упражнение на развитие долговременной памяти)
— Что больше понравилось на уроке?
— Какие трудности были?
— Встаньте, кто считает, что хорошо трудился?