Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте: письмо)
Учитель начальных классов МОКУ «Солдатская сош» Рудских Елена Александровна
Предмет: русский язык (обучение грамоте: письмо), 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Письмо заглавной буквы «Х».
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Х»; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать заглавную букву Х на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД);
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления ( анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Коммуникативные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Оборудование к уроку:
тетрадь по письму №3 «Азбука», демонстрационные образцы буквы Хх, иллюстрация с изображением хомяка, пословицы, схемы звуков и предложения, мультимедийный проектор, слайды: «Хлеб»,
Задачи этапов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Формировать положительную учебную мотивацию Развивать доброжелательное отношение друг к другу
Выявление и фиксация места и причины затруднения.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи
Выявить умения, необходимые для активной деятельности учащихся. Формировать умение оценивать себя.
Демонстрация четырех форм буквы «Х»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных
Формирование умения получать информацию со страницы тетради, работать по алгоритму
Развивать умения наблюдать, обобщать и делать простейшие выводы.
Формировать умение оценивать себя.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Формировать умения работать с моделью предложения
Формировать умения работать в парах.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Формировать умения адекватно оценивать работу согруппника
| -Все готовы вы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный … Всё получится у нас! -Оцените свое настроение в начале урока.
-Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь нашим гостям и друг другу.
— Что нам необходимо для хорошей учебы на уроке? Пожелайте друг другу
Отгадайте загадки ( презентация, слайды №3, 4) Отгадки: хлеб, холодильник, хлопок. -Сравните слова-отгадки. Что их объединяет? -На какой звук начинаются эти слова? Дайте характеристику звуку х.
Сегодня к нам на урок пришел зверек. Послушайте о нем шуточное стихотворение. Хомяк зимою, В холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец Холодною порой Храпит тихонько под землей. В.Лунин. -Давайте угадаем, как его зовут. (на доске) *ОМКА. — В его имени отсутствует первая буква. — Добавьте букву. Посмотрите, что это за слово? ( хомка ) Но, нашему гостю что-то не нравится. -Кто догадался, в чем дело? — Нужно записать его имя. — Сможем мы это сделать?
— Чему мы должны научиться на уроке?
-Сформулируйте тему урока. -Какие задачи урока нам предстоит выполнить?
-Ребята, может мне сразу вам показать, как пишется заглавная буква Х?
Гимнастика для пальчиков На двери висит замок – Кто его открыть бы смог? Повертели-повертели, Покрутили-покрутили, Постучали-постучали, Потянули-потянули- И-и-и…открылся замок!
-Найдите в прописи нужную страницу для достижения цели нашего урока. — Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х». — Чем они похожи? Чем отличаются? — Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Х». — Рассмотрите элементы письменных букв, данные в синей рамочке. -Кто сможет объяснить написание заглавной буквы Х?
(Объяснение образца начертания заглавной буквы «Х» на доске мелом) -Еще раз вместе со мной прописываем в воздухе -Проверьте посадку и положение тетради на столе, обратите внимание на правильность держания ручки.
-А теперь пропишем заглавную букву «Х» в синей рамке под счет про себя.
1. Письмо заглавной прописной буквы «Х». Контролируйте себя. Прописывая букву Х, про себя ведем счет. 2. Упражнение в письме соединений. * среднеплавного соединения Хе. * нижнего соединения Ха.
-Оцените свою работу
Хома, Хома, хомячок Полосатенький бочок. Хомка рано встает, Щечки моет, шейку трет Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хомка хочет сильным стать
— Прочитайте предложение. Мы едем в Харьков. — Сколько слов в этом предложении? -Составьте схему. . — Какое слово-помощник используется в этом предложении? Для чего нужны нам в речи слова-помощники? — Какие слова в этом предложении пишутся с большой буквы? Почему? — Выполните письмо по образцу. -Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего соседа.
С нами Архип и Тихон. — Сколько слов в этом предложении? -Какие слова в этом предложении пишутся с большой буквы? Почему?
— Какие буквы написал Почемучка? Э Р С Д (О) Х — Проанализируйте группу букв. Что их объединяет? Выделите общий элемент (полуовал) — Впишите общий элемент в рамку. — Какая буква оказалась лишней? (заглавная «О»)
Зарядка для глаз. «Буратино» Нарисуйте глазами солнышко с лучиками. Пусть будет 4 лучика, тучка на небе, дождик пошёл сверху вниз.
— А с нами сегодня на уроке кто учится? — Составим предложение про нас и нашего гостя. С нами хомяк Хомка. — Запишем наше предложение на следующей строке. -Проверьте по образцу.
-Ребята, какое новое знание мы сегодня открыли?
-Оцените свою работу при помощи волшебной линеечки, а я рядом с вашей поставлю свою отметку. -Оцените свою деятельность на уроке по данной схеме (я научился писать заглавную букву Х, мне ещё нужно поработать над…) -Покажите свое настроение в конце урока. Спасибо вам за сотрудничество и стремление к познанию! Урок окончен.
| Да!
Класс!
Смайлики
Дети улыбаются
Успех, удача
Я желаю тебе, …., удачи! (успеха!)
Звук [х]
Согласный, глухой, бывает твердым и мягким
Имена, клички животных пишутся с большой буквы
Нет, мы не умеем писать заглавную букву Х. Писать заглавную букву Х
Заглавная буква Х.
Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова
Нет, нам хочется самим провести исследование и открыть написание новой буквы!
Выполняют действия-движения для активизации моторики кисти рук.
Открывают страницу С.31, тетрадь №3
Две линии в форме полуовала.
Дети объясняют написание буквы Х
Смотрят и запоминают показ учителя
Сравнивают свою посадку, положение тетради и держание ручки с образцом на плакате Выполняют работу
Умение правильно и аккуратно работать в тетради
Умение работать по образцу Умение работать самостоятельно
Умение удерживать цель деятельности Умение правильно оценивать
В конце строки ставят +, -, ?
Выполняют движения за учителем
Умение слушать и слышать учителя и одноклассников
Умение работать в паре
Дети выполняют действия глазами
Проверка с доски.
Научились писать заглавную букву Х, соединять с ней слова, использовать ее в написании имен.
Рисуют волшебную палочку и оценивают себя на ней крестиком
| Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности) Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника)
Личностные (принятие образа успешного ученика
Предметные (умение обозначать звук буквой)
Регулятивные (умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие)
Регулятивные (умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную)
Личностные (готовность и способность к саморазвитию)
Регулятивные (определение темы, постановка цели и задач урока, умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий)
Личностные (готовность и способность к саморазвитию) Коммуникативные (формулировать собственное умение)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебного действия)
Регулятивные (умение предвосхищать результат и предвидеть уровень своих знаний)
Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение)
Регулятивные (удерживание учебной задачи)
Регулятивные (умение работать по алгоритму)
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)
Личностные (самостоятельность и личная ответственность, установка на сохранение здоровья)
Познавательные (сравнение, анализ,умение делать вывод)
Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество)
Регулятивные (оценка)
Регулятивные (удерживание цели)
Коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество)
Познавательные (вывод)
Регулятивные (применять установленный план в решении задачи)
Регулятивные (сравнение своего способа действия с результатом)
Коммуникативные (сотрудничество,монологическое высказывание)
Регулятивные (удерживание цели) Коммуникативные (формулирование собственного мнения)
|