Русский язык
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Урок 112 (101).
Тема: Понятие о неопределённой форме глагола
– Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам —ть, -ти, на —чь.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 1. Игра «Пресс-конференция». На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные – «журналисты» и «корреспонденты». Они задают вопросы «специалистам по глаголу». Учитель оценивает их работу. Примерные вопросы: – Что такое глагол? – Что обозначает глагол? – Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.) – Как изменяются глаголы? И т.д. 2. Самостоятельная работа. Упр. 368. Дети выполняют все задания до текста упражнения. Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы.
| 1 3 3 – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Предположения детей. – Составим план урока. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 4 5 3 1. Постановка проблемы. – Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число? 2. Поиск решения. 1. Наблюдение по учебнику. Упр. 369. – Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.) – На какие вопросы отвечают эти глаголы? – Что ещё у них общего? (Оканчиваются на —ть.) Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д. – Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет.) Упр. 370. Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а мальчики – что любят они. Проверка коллективная. – Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на —ть.) Упр. 371. (Устно по заданию.) – Почему глаголы записаны в три столбика? – В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать?) – Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.) Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего? Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на —ть, -ти, -чь. 2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122). а) До чтения. – Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? (Предположения детей.) Такие глаголы имеют три названия: б – Почему эта форма глаголов называется неопределённой? – Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы —ти, -ть или оканчивается на —чь.) Затем ученики читают вопросы на с. 122 и отвечают на них. – Как можно было бы сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т.д.) Какое название является подсказкой? – Запишите тему урока. 3. Работа с иллюстрацией (с. 120). – Как вы думаете, почему именно такой рисунок сделал художник? (Облако, которое на подносе у Афанасия, тоже неопределённой формы: не круглое, и не квадратное, и не вытянутое…)
|
|
IV. Развитие умений. | 3 4 6 1 3 Выборочный диктант. – Выпишите из стихотворения глаголы в неопределённой форме в столбик. (Текст можно вывести на слайд.) Сладкая мечта Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! – Найдите по два глагола, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Напишите вопросы. Например: мечтать – что делать? Достать – что сделать? Можно сказать детям, что первый глагол – несовершенного вида, а второй – совершенного вида (но исключительно в целях пропедевтики!). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока.
| 4 4 – О чём «говорят» у глаголов суффиксы —ть, -ти? – Выполните задание № 7, тема 10 в рабочей тетради. – Какое слово лишнее? Почему? – По каким признакам можно найти неопределённую форму? (По вопросу и суффиксам.) – Какие суффиксы в «оставшихся» словах в задании № 7? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
VI. Домашнее задание.
| Упр. 2, с. 128–129. |
|
Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
Урок 113 (102).
Тема: Р/р Контрольное изложение
Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3-й кл.», с. 38–39.
Текст изложения.
Перелётные гости
Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
(По Л. Кассилю)
В классах с хорошим уровнем подготовки текст читается не более трёх раз, план ученики составляют самостоятельно. На доске записываются только слова для справок. В классах со средним уровнем подготовки можно составить план коллективно:
Примерный план: Слова для справок
1. Трудный полёт. Перепёлки, бороться, присели,
2. Отдых на корабле. корабль, крошек, семечек,
3. Снова в путь. пёрышки.
В ходе повторного чтения текста учитель обращает внимание на слова, которые употреблены вместо слова перепёлки (птицы, перелётные гости, они) – и на заглавие текста.
В случае затруднения в правописании дети могут обращаться к орфографическому словарю. За изложение ставится две отметки:
за содержание и речь;
за грамотность.
7