Тема урока: Портрет. Полные и краткие прилагательные. Качественные прилагательные.
Цели:
— образовательные – дать понятие о качественных прилагательных, умение образовывать степени сравнения прилагательных;
научить различать полные и краткие прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;
— развивающие – развитие речевых, творческих способностей студентов на материале урока;
— воспитательная – воспитывать наблюдательность , внимание к окружающим людям, любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: Частично-поисковой , объяснительно-иллюстративный.
Межпредметная связь: 1. Русская литература
2. Изобразительное искусство
Оборудование урока : мультимедийный проектор, опорная схема, таблица, презентация репродукции русских художников — портретистов.
Ход урока
І. Организационный момент.
приветствие учащихся;
отметка отсутствующих;
проверка внешнего вида учащихся и санитарного состояния кабинета;
проверка учебно-письменных принадлежностей.
ІІ. Психологический настрой. Прежде чем начать урок, мне будет интересно узнать, какое же у вас настроение. Обернитесь друг другу и улыбнитесь.
ІІІ. Опрос домашнего задания.
Отгадайте!
Определяю я предметы,
Они со мной весьма предметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
IV. Работа с таблицей. (слайд)
V. Мозговой штурм
Сколько частей речи в русском языке?
Какие части речи относятся к самостоятельным?
Какие речи относятся к служебным?
Что такое имя прилагательное?
Назовите начальную форму имени прилагательного?
Как изменяется имя прилагательное?
Когда в именах прилагательных пишутся две буквы н, а когда одна буква н?
Какими членами предложения бывают имена прилагательные?
VI. Презентация на тему: Прослушивание стихотворения С.А. Есенина «Белая береза».
— О чем это стихотворения?
— Найдите из текста имена прилагательные. Какую роль они играют?
VII. Запомните!
Ветреный день, ветреный человек, ветряной двигатель, ветряная мельница, багряный, зелёный, синий, румяный, стеклянный, оловянный, деревянный, окаянный, отчаянный, священный.
VIII. Творческая работа в группах.
I группа
Образуйте имена прилагательные от существительных.
Чугун, глина, лимон, телефон, журавль, дерево.
I I группа
Спишите словосочетания, вставляя Н или НН.
Кожа…ая куртка,серебря…ые часы, гуси…ое перо, клюкве…ый сок, тума…ая даль,
искусстве… ый мех.
I I I группа
Образуйте от данных слов имена прилагательные с Н и НН.
Карман, вода, закон, лёд, окно, машина, авиация.
IV. Кроссвордный диктант
|
|
| |||||
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
| К |
|
|
|
| |
У |
|
|
|
|
| ||
С |
|
|
|
|
| ||
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т |
|
|
| ||
В |
|
|
|
| |||
О |
|
|
|
|
|
|
|
1. Снежная бахрома, образующаяся на ветках. (Иней)
2. Падение снега на землю. (Снегопад)
3. Первый зимний месяц. (Декабрь)
4. Зимний вид головного убора. (Ушанка)
5. Большое скопление снега у дома, вдоль дороги. (Сугроб)
6. Зимой дети лепят из снега. (Снеговик)
7. Снегопад при сильном ветре. (Метель)
8. Дует , налетает, воет, сбивает с ног. (Ветер)
9. Понижение температуры зимой. ( Оттепель)
V. Вопросно-ответная беседа.
–Что такое искусство?
– Ребята , вы знакомы с различными видами искусства, это – графика, живопись, скульптура, литература, музыка, театр, кино.
– Назовите жанры изобразительного искусства?
–Мы остановимся на жанре портрета.
VI. Новая тема. Сообщение темы, цели, типа урока
VII. Подготовка к восприятию нового материала.
Вступительное слово учителя.
Портрет (от франц. – изображать, передавать «черта в черту») .
– это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом.
Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только внешнее,
но и внутреннее.
Анализ портрета:
Вид искусства, к которому относится портрет
Назначение портрета
Количество персонажей
Персонажи на портрете
Положение персонажа
VIII. Лингвистическое наблюдение ( слайд).
– Посмотрите на репродукции картин художников. Сколько разных лиц, а сколько за этими лицами характеров? Оказывается , о многом может рассказать художественный портрет.
Создается портрет и словами. Мастера художественной речи – писатели так ярко изображают героев своих произведений, что они предстают в нашем воображении как живые. Достаточно вспомнить прочитанные произведения, и сразу возникнет перед глазами целая галерея знакомых героев. Наташа Ростова из романа Л.Н.Толстого “ Война и мир”, Дина из рассказа “ Кавказский пленник” Л.Н.Толстого , портрет Илюши “Бежин луг” И.С.Тургенева.
Хочу заметить , что как художник кистью, так и писатель словами изображает на портрете то , что считает наиболее важным , характерным, особенным.
IX.Презентация самостоятельно подготовленных материалов из художественных произведений.
Дифференцированное задание . Работа в группах.
1 группа.
Наташа (из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” т. 1, ч. 1, гл. VIII)
II группа .
Илюша (из рассказа И.С.Тургенева “Бежин луг”).
III группа .
Дина (из рассказа “Кавказский пленник” Л.Н. Толстого).
– Выпишите из отрывка произведения имена прилагательные и выделите окончания.
X. Объяснение грамматической темы по опорной схеме (слайд) .
XI. Закрепление нового материала.
XII. Коллективная работа
Найдите полные и краткие прилагательные. Выделите окончания.
Степь наша красивая. Парк осенью красив. Нрав у него веселый. Сегодня он особенно весел. Вы были добры ко мне. У этого человека доброе сердце. Переход через горы опасный. Зверь в этот момент был опасен.
XIII. Групповая работа по группам
Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных, укажите их : а) род , б) число.
І группа.
а) Крупный ( ученый , фирма, открытие).
б) Научный ( центр, труды).
ІІ группа.
а) Современный ( мир, жизнь, общество).
б) Знаменитый ( ученый , библиотеки).
ІІІ группа.
а) Замечательный ( день, дата, сообщение).
б) Легкий ( труд, машины).
XIV.Распределительное списывание.
Укажите прилагательное сравнительной и превосходной степени. Вставьте пропущенные буквы.
Я не знаю ничего лу…ше , сложнее , интересн… человека. Нет ничего выше и прекрасн… , чем давать счаст…е многим людям. Сознание своего досто…нства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким. Спр…ведлив…йшая надпись есть в Тибете на горах :
“ Кто себе друзей не ищет , самому себе он враг! ”
XV. Проверь себя.
Образуйте сравнительную степень.
І группа.
Талантливый – талантливее, приятный – …, счастливый –…, красивый – ….
Тугой – туже, строгий – …, твердый – …, близкий – ….
Жаркий- жарче, звонкий – …, крепкий – ….
Простой – проще, чистый- …, частый – ….
Образуйте превосходную степень
ІІ группа.
Прочный – прочнейший, интересный- …, красивый – …, чудесный –…, храбрый – ….
Ранний- самый ранний, верный – …, грустный – …, умный – ….
Образуйте превосходную степень
ІІІ группа.
Яркий – ярчайший, глубокий – …, высокий – …, краткий – …, тонкий – ….
Твердый – самый твердый, интересный – …, тихий – ….
XVI.Ассоциации ( заполнение кластера).
Имя прилагательное
XVII. А скажите, ребята, какой праздник Родины мы будем отмечать? (Правильно, День независимости Республики Казахстан). Какую годовщину мы отмечаем в этом году? Скажите, а в какой стране мы живем? Подберите к слову Казахстан слова, характеризующие нашу страну.
XVIII .Рефлексия
Чему научились?
Что вам особенно понравилось?
XIX. Домашнее задание: Описание портрета человека на основе личного наблюдения.
XX. Итог урока
Комментирование оценок.
Преподаватель русского языка и литературы: Умирбек Рысбике Умирбековна.
Профессиональный гуманитарно-технический колледж «Білім»