Конспект урока на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели:

  • Создавать условия для наблюдения за написанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

  • Создавать условия для необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

  • Развивать умение определять лицо, число и спряжение глаголов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Выделять безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;

  • Объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

  • Определять лицо, число и спряжение глаголов.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять учебную задачу урока;

  • Делать выводы на основе информации, представленной в таблице;

  • Соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;

  • Рационально организовывать самостоятельную УД;

  • Активно сотрудничать при обсуждении спорных вопросов.

Личностные:

  • Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: поисковый, словесный, практический.


Формы организации деятельности детей: коллективная, в парах, индивидуальная.


Оборудование:

  • экран, компьютер, мультимедийный проектор;

  • мультимедийное приложение к уроку (диск);

  • учебник В. П. Канакина «Русский язык», 4 класс;

  • памятки глаголы-исключения

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова:

«Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!»

У. – Как понимаете эти слова?

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.


2. Повторение пройденного материала. Что мы знаем о глаголе?

Что без него предметы?

Лишь названья,

А он придет – все в действие приходит.

Летит ракета,

Люди строят здания

И каждый человек свой путь находит.

-О какой части речи идёт речь? Что вы уже знаете о глаголе?

(Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала)


Приём «Продолжи фразу».


а) Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом)
б) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)

в) Глаголы изменяются в прошедшем времени и …(по числам, в ед. ч. – родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по … (числам и лицам)

г) В предложении глагол является …. (сказуемым).
д) Спряжение – это … (
изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).


3. Вхождение в тему. Самоопределение к деятельности

Найдите “лишнее”слово и объясните, почему оно лишнее:

Слова ( на доске): ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит.

  • пчела – имя существительное

  • трещал – глагол прошедшего времени

  • бегут – употреблен во мн. числе

  • кричит – имеет ударное окончание, в слове строит окончание безударное.

-А если оно безударное, то оно может вызывать сомнение

-Сформулируйте тему урока

-Какую учебную задачу мы сегодня должны решить на уроке? (научиться определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями)

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение

— Давайте вспомним по таблице спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы 1 и2 спряжения. (диск). Сделайте вывод.

— Выскажите мнение, для чего надо знать различие в написании личных окончаний глагола? (чтобы правильно писать глаголы с безударными окончаниями)

Упр. 190 с. 93 (сам-но, один человек за закрытой доской). Самопроверка, самооценка.

Сделайте вывод: какие безударные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

-Как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?


— Выскажите своё предположение. Познакомимся с памяткой. (диск)


Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е спрягать нельзя!

Физминутка

У. Если я назову глаголы 1 –го спряжения – приседают мальчики, 2-го спряжения – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.


4. Работа по теме урока

А сейчас, выполняя следующие задания, применим наши знания на практике. Но сначала вы должны рассказать друг другу в паре по образцу, как вы будете определять, какое окончание нужно писать.

1 вариант объяснит слово кол..т

2 вариант слово пил..т.

Работа с учебником (с. 94 упр. 192)

У. Сделаем вывод.

— Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?

5. Рефлексия (диск).

Самопроверка. Самооценка.

— Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов. Оцените свою работу на уроке. — Кто считает, что он уже достаточно хорошо научился определять спряжение глаголов? У кого вызывает трудность?


6. Итог урока.

— Какова была тема урока?

— Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

— Для чего мы учимся определять спряжение глагола?


7. Дом. задание: с. 95 упр. 195, выучить памятку










































4


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Поможем Буратино"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: