Тема: Правописание безударных окончаний глаголов
(слайд1)
Цели урока:
Обучающие: обобщить знания о глаголе, как о части речи;
закрепить умение определять спряжение глаголов;
работать над правописанием личных окончаний глаголов настоящего времени;
Развивающие: работать над развитием речи учащихся;
Воспитывающие: развивать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютеры ,учебник ,рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.(запись числа ,классная работа)
2. Постановка учебной задачи
1) Сообщение темы, цели и задач урока.
-Сегодня на уроке русского языка мы с вами повторим и обобщим наши знания о правописании
глаголов настоящего времени, повторим ранее изученный материал.
2) Каллиграфическая минутка
— Повторим написание буквы М м (на доске образец).
Фонетическая работа.
— Какие звуки обозначает буква «М»? Дайте характеристику
.(Звук «М» согласный, непарный звонкий,, парный по твёрдости-мягкости)
Каллиграфически верно записываем целую строку букву «М»
Работа со словарным словом (слайд2)
_На букву «М» запишем словарное слово мороз.(проговаривая прописываем, ставим
ударение, подчёркиваем опасное место ,делим на слоги)
Объясните его лексическое значение (слайд3), фразеологизм (Мороз по коже)слайд 4,)
-Какие словари мы используем на уроке?
-К этому слову подберите родственные слова ,чтобы они относились к разным частям речи
( морозный, морозно, заморозит )
3. Повторение знаний о глаголе
-Дайте определение глагола; как изменяются глаголы?
( Глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. В предложении чаще всего является сказуемым. Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени единственного числа – по родам.)
-Что надо знать, чтобы правильно написать личное окончание глагола настоящего времени?
(Чтобы определить безударное окончание глагола, нужно, поставив глагол в неопределённую форму, определить его спряжение)
— Что такое спряжение глагола? (изменение глагола по лицам и числам)
— Как определить спряжение? ) (слайд5)
(если у глагола с безуд. личным окончанием в нач. форме есть глагольный суффикс и — это глагол 2спр., и надо писать личные окончания глагола 2спр, если у глагола в нач. форме нет глагольного суффикса и — это глагол 1спр., и надо писать личные окончания глагола 1 спр., Есть глаголы- искл.
Работа с учебником (стр.129)
Назовите глаголы-исключения ( слайд6)
II спряжение
Н.ф. — ИТЬ
(кроме брить, стелить)
гнать, держать, терпеть,
обидеть, слышать, видеть,
ненавидеть, и зависеть
и вертеть,
и ещё дышать, смотреть
I спряжение
Все остальные глаголы.
-Разберите слово «заморозит» как часть речи, объясните написание окончания
Заморозит -глаг.. ,н.ф. «заморозить»,2спр.,наст .вр.,ед.ч.,3 л,
Беседа об осени (За окном –осень ,многие поэты посветили свои стихи этому времени года. Назовите этих поэтов ).,(Бальмонт Константин Дмитриевич, Баратынский Евгений Абрамович, Есенин Сергей Александрович, Фет Афанасий Афанасьевич, Пушкин Александр Сергеевич, Тютчев Фёдор Иванович ) .
— Придумайте предложения на тему «Осень».Запишите его, найдите глагол и определите спряжение.
4.Физминутка «Осень» (под музыку) (слайд 7)
Осень. По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. ( Плавные движения руками перед собой влево-вправо.)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх.)
5.Работа с учебником
-Откройте раб.тетр.с 37,упр38,(тема осени звучит в стихотворении .В Берестова) (чтение стих.
учеником)
-Прочитайте задание. (коллективный разбор орфограмм, разбор 1 предложения по членам
предложения и частям речи(у доски)
— А теперь посмотрите на экран ,прочитайте стихотворение про себя,
Слушайте задание Вы должны выбрать один глагол и его проспрягать ;(1вариант- из первого четверостишия,2 вариант –из второго )
Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте) (слайд 8)
Тест (Слайды9-13)
6.Итог урока
-Чему научились на уроке? Закрепили умение определять спряжение глаголов; работали над правописанием личных окончаний глаголов ; повторили раннее изученный материал.
Домашнее задание
Стр.129,упр.89
Звучит музыка