Разработала: Глухова Лилия Анатольевна, учитель начальных классов.
Тема: Правописание парных согласных в корне.
Цели: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; сравнивать в них произношение и написание корня, применять различные способы поверки написания парных согласных в корне слова (изменением числа, либо подбором однокоренных слов);
— Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, составить алгоритм проверки парных согласных в корне слова, формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;
— работать в парах.
Мотивация к учебной деятельности.
(Звучит песня В.Я. Шаинского «Улыбка», на доске изображение улитки)
— Какое настроение у нашей улитки? (весёлое, радостное)
— Как вы это определили? (она нам улыбается)
— Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить настроение.
— Улыбнитесь друг другу.
— Над какой орфограммой работали на предыдущих уроках?
— Написание безударной гласной в корне слова.
— Чему мы научились?
— Мы умеем проверять безударную гласную в корне слова.
2. Актуализация знаний.
— На доске написаны слова. (в…сна, т…грята, к…р…ндаш, к…рмушка, наро…, ду…ки)
— Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (спишем слова, вставим пропущенные буквы)
— Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (правописание безударных гласных в корне слова)
— Как вы будете действовать? (по алгоритму)
1. найти в слове ударный слог, для этого поставить знак ударения;
2. выделить корень;
3. подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне;
4. написать слово и подчеркнуть орфограмму.
— Предлагаю поработать в парах, договоритесь, кто прочитает слова, кто будет записывать, вместе подберите проверочные слова.
— Что вы не смогли сделать? (не смогли определить, какую букву нужно дописать в слова народ, дубки,)
— Почему не смогли? (в эти слова нужно дописать согласные буквы, а мы не знаем как их проверить)
3. Постановка учебной задачи.
— На какие же вопросы нам предстоит ответить? (в какой части слова пропущены буквы, какие согласные нужно проверять, когда нужно проверять слова с парными согласными, какие слова являются проверочными, какие способы проверки есть для слов с парными согласными)
— На какие вопросы вы сможете ответить?
В какой части слова пропущены буквы? (в корне – народ-, дуб-)
Какие согласные нужно проверять? (парные согласные д, б)
— Все ли согласные назвали? (нет, нужно проверять ещё согласные – в, з, г, ж)
Когда нужно проверять слова с парными согласными? (когда они стоят на конце слова или в корне перед глухой согласной)
4. Поиск решения учебной задачи.
— Значит ваша цель? (научиться подбирать проверочные слова, писать слова с парным согласными в корне слова)
— Сформулируйте тему урока. (Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова)
Учитель: Прокомментируйте орфограмму в слове
Народ (дети записывают в тетрадях)
Дети: В слове есть парная звонкая согласная буква, которая на конце слова оглушается.
Учитель: — Как проверить орфограмму?
— Сможем ли мы применить известные алгоритмы проверки для слова народ?
— Как мы умеем проверять орфограмму в корне слова?
— Надо изменить форму слова народ — народы.
Дети: В этом слове согласный звук слышится звонко, чётко.
Учитель: Смогли ли мы воспользоваться известным нам алгоритмом?
Дети: Да.
Учитель: Чем отличается новый алгоритм от известного?
Дети: В проверочном слове проверяемый согласный должен слышится ясно, после него стоит гласная.
Учитель: — Как проверить парный согласный на конце слова?
— Сформулируйте правило.
Дети: Чтобы проверить парную согласную букву на конце слова, надо изменить это слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного звука появился гласный, и этот звук слышался ясно.
— Какая орфограмма в слове дубки? (Парный согласный в корне).
— Подберите проверочное слово.
Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные, форма слова).
— Выделяем корень в словах. Слова дубок, дубы, дубовая являются проверочными к слову дубки? Почему? (После парный согласной стоит гласный).
— Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)
— Как нам проверить правильно ли вы сформулировали правило? (прочитать правило в учебнике)
— Составим алгоритм проверки парных согласных.
надо:
изменить … или
подобрать …
так, чтобы …
народ — народы
5. ФИЗМИНУТКА.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
— Предлагаю поработать в парах.
— Прочитайте слова, как вы думаете, какое задание будем выполнять. (Выберем букву, которую нужно написать в слове, запишем слова в тетрадь)- комментированное письмо
— Какой следующий шаг? (потренируемся в написании слов с парными согласными в корне)
Проговаривание по цепочке (по эталону).
Моло(т,д)цы, пиро(ш,ж)ки, дру(ж,ш)ки, ку(з,с)ки, ночё(ф,в)ка,
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.
— Я сочинил стишок, вот он
Берёзка – берёза
Ры _ ка – лодочка
Ло _ ка – селёдочка
Яго _ ка – рыба
Селё _ ка – ягода
-Запиши стишок правильно.
( Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з)
— Проверьте работу по эталону, оцените.
Эталон
Я сочинил стишок, вот он
Берёзка – берёза
Рыбка – рыба
Лодка – лодочка
Ягодка – ягода
Селёдка – селёдочка
8. Включение в систему знаний и повторение.
Тест.
1. Обведи парные согласные:
З Н С Ч Б
2. Обведи слова с парной согласной на конце:
молотки дом голубь дорожка нос
3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:
погодка грибы виноград глазок лебеди
4. Вставь букву:
Д У . К И
З У . К И
М О Р О .
А Р Б У .
— Проверьте по эталону.
— Договоримся как будем оценивать работу. (дети: если ошибок нет -!, 1 — 2 ошибка — +, более 2 ошибок — ?)
Тест.
1. Обведи парные согласные:
З Н С Ч Б
2. Обведи слова с парной согласной в корне слова:
молотки дом голубь дорожка нос
3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:
погодка грибы виноград глазок лебеди
4. Вставь букву:
Д У Б К И
З У Б К И
М О Р О З
А Р Б У З
— Кто поставил себе вопросительный знак?
— Что не получается?
— Над чем нужно ещё работать?
9. Итог урока
— Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?
— Достигли ли мы этих целей?
— Что нам помогло?
— Кого бы вы сегодня хотели поблагодарить за помощь на уроке?
— Возьмите цветные полоски и покажите, какое настроение у вас в конце урока.