Конспект урока на тему «Предложения с обращениями»


Тема: Предложения с обращениями (1 урок).


Цель: раскрыть основные признаки обращения в сопоставлении с подлежащим; ввести условные знаки для обозначения обращений в схеме и подчеркивания в предложении; познакомить с пунктограммой «Знаки препинания при обращении»; формировать умения и навыки находить обращения в предложении; совершенствовать орфографические умения и навыки.


Оборудование урока: магнитофон, записи отрывков из детских песен, распечатанные листы с отрывками из сказок А. Пушкина, наглядные таблицы с пунктограммой.


Литература:

Л. А. Гдалевич «Уроки русского языка в 5 классе».

В. А. Лебедев «Поурочные разработки. 5 класс».

А. С. Пушкин. Сказки.

ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.


2. Повторение изученного.


Работа по карточкам (по вариантам).


3. Слово учителя.


— Ребята, вы сегодня все такие красивые, нарядные.

— Лена, какой у тебя красивый бант!

— Саша, эта стрижка тебе так идет!

— Катя, ты сегодня замечательно выглядишь!


Здесь учитель перебивает себя и спрашивает:


  • Друзья, а почему вы сели, поприветствовав меня?


Ученики отвечают:


  • Вы же сказали нам садиться, обратившись, РЕБЯТА.


  • А как вы узнали, что мне понравился бант именно этой девочки?


  • Вы назвали ее имя.


  • Как вы думаете, ребята, как могут называться слова, с помощью которых я ОБРАТИЛАСЬ к вам, к Лене, к Саше, к Марине?


  • Действительно, в русском языке есть слова, с помощью которых ОБРАЩАЮТСЯ к кому-то с речью. Называются они – ОБРАЩЕНИЯ.


  • Запишите тему урока в тетрадь.



4. Работа с материалом для наблюдения.


На доске записан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:


  • Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, обратите внимание на интонацию, с которой я произношу некоторые слова.


Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись…

  • Назовите обращения.

Посмотрите, как графически обозначаются обращения (показывает на доске в тексте).





5. Беседа по вопросам с опорой на стихотворение.


  • Итак, что такое обращение?

  • Словами какой части речи выражены обращения в стих-ии Пушкина?

  • Из скольких слов может состоять обращение?

  • С какой интонацией произносятся обращения?

  • Как на письме выделяются обращения?


6. Знакомство с пунктограммой «Знаки препинания при обращении».


На доске заранее размещены схемы:


О,… …,О,… …,О О!…


Учитель вместе с учащимися наблюдают за правилом постановки знаков препинания при обращении.(Учебник «Русский язык. Практика», стр. 101).



ВЫВОД. Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения и обычно выделяется запятой, а если выражает сильное чувство, то после обращения ставиться восклицательный знак.


  • Прочитайте стихотворение и запомните его. Оно будет напоминать вам о постановке знаков препинания при обращении.

Обращение

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

(А. Косоговский.)



7. Историческая справка «Это интересно».

-Послушайте историю.


Как-то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, старче, что делать, чтобы разбогатеть?»

Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими».

«Открой нам этот день, отче!» — вскричали юноши.

«Рад бы, дети мои, да по старости своей забыл я его,-

улыбнулся в усы старец,- потому лучше вам ни дня не оставаться без работы».


В древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж (старче, отче). В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой интонацией и употреблением в качестве обращения. Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.


8. Наблюдения учащихся. Роль обращения в предложении.


Предложения напечатаны на листах.


Ребята оберегают природу.


Ребята, оберегайте природу!


  • Определите цель высказывания в каждом предложении.

  • Подчеркните члены предложения в каждом предложении.


ВЫВОД. Подлежащее входит в грамматическую основу и обозначает того, кто совершает действие, обращение не входит в грамматическую основу и называет того, к кому обращаются с речью. Между подлежащим и сказуемым соблюдается короткая пауза, а при обращении — пауза длиннее. Обращение произносится со звательной интонацией. К обращению нельзя поставить вопрос.


9. Закрепление изученного. Отработка умений и навыков находить обращения в тексте.


Строчки из стихотворений заранее распечатываются на листах.


Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» —

«Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить».


«Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.


«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто…»


«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.


Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа:

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?..»


— Спишите в тетрадь любой понравившийся отрывок.



10. Тренировочные упражнения в распознавании обращений на слух.



Звучат отрывки из известных детских песен. Нужно назвать в них обращения.


  1. «Дуэт Глупого Короля и Прекрасной Принцессы».

  2. «Куда ты, тропинка, меня привела?»

  3. «Антошка».

  4. «Спи, моя радость, усни».


11. Итог урока.


  • Что нового узнали на уроке?

  • Что такое обращение?

  • Как обращения выделяются на письме?

  • В каком месте предложения могут находиться?

  • Являются ли обращения членами предложения?

  • С какой интонацией произносятся обращения?


12. Выставление оценок.


13. Домашнее задание.




















Тема: Предложения с обращениями (2 урок)


Цели урока:

— Формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

— формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

— формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях

— развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

— развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

— развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

— формировать отношение к языку как к основному средству общения;

— формировать интерес к русскому языку;

— формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях.


  1. Повторение изученного на предыдущем уроке.


— Ответьте по плану:


1. Значение обращений.

2. Способ выражения обращений.

3. Член предложения.

4. Позиция в предложении.

5. Пунктуация при обращении.

6. Интонация в предложениях с обращением.


  1. Тренировочные упражнения.


А) Выберите только предложения с обращениями. (Предложения записаны на доске)


  1. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

  2. Муравьи – санитары леса.

  3. Ребята идут на речку купаться.

  4. Ребята пойдем на речку купаться.

  5. Сладко спит моя красавица.

  6. Сладко спи моя красавица.

  7. Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.

  8. Над степью Алтая высокие звезды сверкают.



Б) Спишите текст, вставив обращения из левого столбика.


Мама

Лена

Мария Васильевна

Друзья

Ребята

Слова-лекарства


Здоровье — наше несметное богатство, …!

Чтобы сберечь его, примите совет — регулярно

пользуйтесь лекарствами. Лекарства эти — слова

Да, да. Слова-лекарства: «…, как ты себя чувствуешь?»,

«Помоги, …, пожалуйста, если тебе нетрудно»,

«Простите, …, за опоздание».

Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов,

интонаций, взглядов, улыбок. Приучайтесь к ним, … .

И тогда в вашем классе все будут здоровы и добры.



В) Творческое задание.

— В русских народных и авторских сказках очень много обращений.

Посмотрите на иллюстрации к разным сказкам, вспомните, кто и к кому на них обращается. Запишите предложения с обращениями в тетрадь.


Варианты предложений:


Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.


Свет мой, зеркальце, скажи.


Ах, Иван–царевич, сжалься надо мной – не ешь меня.


Не пей, братец, водицы из копытца: козленочком станешь.






















3. Слово учителя.


-Обращение задает тон всему последующему разговору.

Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

Посмотрите на доску. (Группы обращений подготовлены заранее.)

Все ли обращения уместны в речи? А если уместны, то в каких случаях и к кому?


1 группа обращений.

Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.


2 группа обращений.

Папа. Папуленька. Папаша.


3 группа обращений.

Мужчина. Старикан. Дедушка.

Составьте предложения с выделенными обращениями (задание выполняется по рядам).



— Что важно при выборе обращений?


КТО?


КОМУ?


В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ?


ГОВОРИТ.


— Запишите вывод в тетрадь.


Помните! Мало быть грамотным человеком, важно быть человеком культурным.


4. Итоговое повторение об обращении.


Что называется обращением?

Чем обычно выражается обращение?

Является ли обращение членом предложения?

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращением?


5. Домашнее задание.

-Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращение.




Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Развитие речи. Обучающее изложение"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: