Тема: «Птицы: ворона»
Цель: уточнить и расширить представление о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной.
Расширение словаря, активизация глагольной лексики; формирование умения самостоятельно описывать предмет;
Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
Воспитание мотивации к уроку; усидчивости.
Оборудование: парные картинки «Попугай», картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц; схематично нарисованные части тела птиц.
Ход урока:
Организационный момент.
а) Артикуляция опорных знаний.
Упражнения на развитие памяти.
Учитель демонстрирует картинку с изображением попугая и дает задание:
«Запомните, какого цвета крылья, хвост, грудка, голова у попугая. Вам надо будет раскрасить другого попугая точно так».
Затем учитель убирает разукрашенную картинку птицы и дает картинку с контуром попугая.
На контурной картинке показывает ту часть, о которой говорится, и одновременно закрепляется словарь «Части тела птицы»
Задание: «Назвать ту часть тела птицы, которая была вот такого цвета (синего, красного, желтого….)». учитель демонстрирует цветовые полоски; ученики должны вспомнить и ответить: «желтая голова», «зеленые крылья» и т.д.
Другой вариант:
— вспомните и назовите, какого цвета была эта часть птицы.
Учитель показывает какую-то часть контурного изображения; ученики отвечают.
б) Вводная беседа:
— кого мы с вами рассматриваем? (попугая)
— кто такой попугай? (птица)
— каких птиц вы еще знаете?
— все ли птицы живут всегда в одном месте?
— остаются ли они все на зиму?
— как они называются?
— знаете ли вы секреты дрессировки птиц?
— умеете ли вы превращать простых обычных птиц в своих друзей, любимцев?
— а хотите, я вас этому научу? Кто хочет?
— кто готов отправиться со мной в путешествие?
Сообщение темы урока:
— Мы с вами будем знакомиться с повадками и привычками двух птиц, которых вы видите каждый день.
Но сначала вы должны отгадать, какие это птицы. (На доску выставляются картинки-изображения знакомых ребятам птиц: голубя, воробья, вороны, грача, ласточки).
Задание: «Посмотрите на картинки и выберете только тех птиц, о которых я загадаю загадки».
Серая птица, грозная птица.
Каркает громко,
Но кошек боится. (ворона)
Маленький, серый, проворный,
Крошки у дома клюет,
Прыгает он по дорожке,
А подойдешь – упорхнет. (воробей)
— Тема нашего урока – «Ворона»
2. Изучение нового.
а) Описание птицы.
На каждую парту учитель дает схематичные рисунки, по которым учащиеся составляют предложения о «своей» вороне.
Ученик, получивший картинку с изображением клюва, составляет предложение: «Это клюв вороны – вороний клюв»
б) Рассказ учителя о вороне, обобщающий проделанную работу ( см. пункт а)
3. Физминутка.
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
Учитель называет знакомых учащимся птиц. Если птица зимующая – дети приседают, а если перелетная – дети «летают».
4. Обобщение знаний по теме.
а) Работа по картинкам
Задание: «Разложите картинки на две группы».
На доске прикреплены картинки: «Зимняя кормушка» и «Море». Ученик выходит к столу, берет картинку и говорит: «Это ворона. Она остается на зиму. Она зимующая птица. Я поставлю эту картинку к кормушке…» . И т.д.
Картинки: клест, снегирь, синица, воробей, ворона, голубь, ласточка, лебедь, кукушка и т.п.
б) Обобщающая беседа:
— к какой группе птиц относится ворона? Почему?
— что значит «зимующие птицы?
— есть ли зимой жучки и червячки?
— чем же питаются птицы зимой?
Учащимся показывают картинки зимующих птиц.
Вывод: Зимовать остаются те птицы, которые питаются семенами, шишками (клест), ягодами (снегирь), крошками (воробей), салом (синица).
Птицы, которые питаются мошками, жучками улетают на юг, туда, где всегда тепло и всегда есть пища. Эти птицы называются перелетными (ласточка, стриж, кукушка и т.д.).
в) Работа по разрезанным шаблонам вороны.
Задание: «У вас в конверте разрезанные картинки с изображениями птицы. Сложите их правильно. Затем сравните с теми картинками, которые я прикреплю к доске; назовите эту птицу».
Учитель раздает конверты, в которых шаблоны вороны. Целостные картинки с изображениями разных действий ребенка (кормит, гладит, зовет) и вороны (клюет, летит, каркает….) заранее должны быть прикреплены к доске.
5. Итог: заключительное слово педагога, фиксирующее любовь учеников к птицам, заботу о них, желание им помочь.