Тема: Различия между приставкой и предлогом
Цели деятельности учителя: учить правильно писать слова с предлогами и приставками; совершенствовать умение различать омонимичные слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно выделять приставки и различать приставку и предлог.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
Орг момент
— Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
— А теперь запишите число, классная работа.
Работа над каллиграфией.
в за над про по от с до
– Что это вы записали??
– Сформулируйте тему урока.
– А какую цель мы поставим сегодня перед собой? Что мы будем делать для того, что достичь этой цели?
Словарная работа. Работа в парах.
Чяй смалаком, пюре измаркови, жыву вМаскве.
— Спишите, исправляя ошибки. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— С какой проблемой столкнулись? Что делали для ее решения?
IV. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания предлогов и приставок; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы на вопросы.)
– Что такое приставка? А предлог?
– Как пишутся приставки? А предлоги?
– Как различать предлоги и приставки?
– Прочитайте стихотворение Я. Козловского (упражнение 66).
– Подтвердите, что вы понимаете разницу между написанием приставки и предлога мыла).
– Задайте вопросы к словам. (Не жалея (чего?) мыла; нос (что делала?) мыла; зависело б (от чего?) от мыла; веснушки я б (что сделала?) отмыла.)
– Как они пишутся? Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно – от душистого мыла, а во втором – нет.)
– Спишите. Подчеркните выделенные слова, называющие действия, двумя чертами.
Я, не жалея мыла, Зависело б от мыла,
Нос терпеливо мыла. Веснушки я б отмыла.
V. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.)
1. Работа в группах
– Прочитайте.
(По)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу.
– Записать слова, раскрывая скобки.
Проверка.
2. Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.
Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.
(У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)
Вывод: Как различить предлог и приставку?
3. Самостоятельная работа
– Попробуйте применить это правило самостоятельно.
– Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.
Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:
Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:
Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:
(Время выполнения задания – 4 минуты.)
– Ответив на вопросы, закончите высказывания.
– Для чего служит приставка? Для чего служит предлог?
Приставка служит для ______________________________________
Предлог служит для _______________________________________
– Как пишутся приставки и как – предлоги?
Части слова пишутся _______________________________________
Части речи пишутся _______________________________________
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
— Ребята, сегодня вы все молодцы, все хорошо работали. Закончим наш урок, выбрав соответствующий вашему настроению в конце урока смайлик.