Урок 49
Дата 02.12
Тема урока: Родительный падеж.
Цель урока:
познакомить с вопросами родительного падежа и с предлогами, с которыми он употребляются; развивать умение определять и образовывать существительные родительного падежа; расширять кругозор; развивать речь учащихся, а также обобщать и систематизировать знания об имени существительном. Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить свою Родину.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, мозговой штурм, работа с одаренными
Оборудование: учебник, тетрадь, слайд презентация, флипчарт, карточки, подставки с названием падежей, кораблики-картинки, оценочный лист, кубик с цифрами.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
| Я в школе на уроке… Сейчас я начну учиться! Я радуюсь этому! Внимание моё растёт. Я, как разведчик всё замечу Память моя крепка! Голова мыслит ясно! Я хочу учиться! Я очень хочу учиться! Я готов к работе. Работаю… Тема сегодняшнего урока: Слайд 1 «…одительный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Показ таблицы) А звук? Что мы о нём можем сказать? [р] – согласный, звонкий, может быть и мягким и твёрдым, непарный. Сегодня на уроке мы будем иметь знакомство с родительным падежом имени существительного! Мы должны Слайд 2 ЗНАТЬ: вопросы и предлоги этого падежа. УМЕТЬ: образовывать существительные родительного падежа, определять начальную форму. А также обобщать и систематизировать знания об имени существительном. 2. Деление на группы (падежи). Повторить правила работы в группе. — Почему только 5 падежей? И.п. –Изучили, а что мы про него знаем?(проверка домашнего задания) Познакомить с оценочным листом.
|
|
|
3. | Чистописание |
| Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня на минутке чистописания мы пропишем заглавную и строчную букву Рр. Чтение стихотворения «Родина» Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём. И березки, вдоль которых, Взявшись за руки идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом! — О чем это стихотворение? — О Родине. Как вы понимаете значение данного слова? Подберите синонимы. — (отчизна, Отечество) Что является нашей Родиной? — (Республика Казахстан) Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в волшебное путешествие по стране Казахстан! Слайд 3 Это путешествие не только поможет нам познать тему урока, но и откроет многие тайны своей страны, научит чувствовать, понимать и любить её. Чтобы передвигаться по волшебной карте, нам необходимо выполнять задания, которые встречаются нам на пути:
|
4. | Повторение |
| 1) Словарный диктант с самопроверкой. Слайд 4 Р.спублика, К.захстан, Байк.нур, тр.диция, .бычай, науры., в.рблюд, ч.бан, т.бун, .лматы. Проверка словарных слов Слайд 5 Республика, Казахстан, Байконур, традиция, обычай, наурыз, верблюд, чабан, табун, Алматы. (выставить оценки в оценочный лист) Слайд 6 Сообщение: Алматы, расположен у подножья гор Заилийского Алатау. С 1925 по 1998 годы Алматы был столицей Казахстана. Ныне это самый большой город нашей страны. В нём живёт почти полтора миллиона человек. В Алматы находится самое большое количество музеев, театров и концертных залов, библиотек, научно-исследовательских комплексов. Один из них – высокогорный каток «Медеу» — известен далеко за пределами Казахстана. Самая высокая телебашня в Казахстане находится тоже здесь. Она расположена на горе Коктюбе и видна с любой точки города. — Куда же отправимся дальше? Посмотреть новую столицу Казахстана. Но для этого нужно выполнить 2 задания: 1) Повторить знания об имени существительном (стратегия «Кубизм») Каждая группа кидает кубик и определяет свой вопрос. 2) Самостоятельная работа с проверкой. Просклонять слово Астана Какая часть имени существительного изменялась при склонении? — (окончание) Выделите его. Для чего служит окончание? Слайд 8 Сообщение: Столицей этот город стал совсем недавно, в 1997 году. До того, как у города появилось имя Астана, у него было несколько названий – Акмолинск, Целиноград, Акмола. Астана встречает всех прохладным ветерком с реки Ишим, просторными проспектами, на которых совсем недавно появились новые, очень красивые здания. Особенно красиво выглядит высокая башня, похожая на сказочный цветок – Байтерек. Прошло совсем немного времени, и бывший обычный областной город неузнаваемо изменился. Он стал одним из самых красивых городов планеты. За что ему была присуждена специальная награда ЮНЕСКО «Город мира».
|
5. | Сообщение темы урока. |
| Тема: «Родительный падеж». Голос: А я падеж родительный. Характер мой общительный. Кого? Чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья. Я самый важный! Ведь всё на свете произошло от кого – то или образовалось из чего – то!
Вопросы: кого? Чего? (откуда? Где?) Узнать родительный падеж можно и так: к существительному нужно подставить, слово НЕТ Откройте учебник на стр 126. Чтение ленты
|
6. | Работа в группе. Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в родительном падеже.
|
| Работа по карточкам. Поставить вопрос. Определить падеж выделенных имён существительных. Подчеркнуть предлоги. Защита работ. |
|
|
| 7.Физкультминутка «Веселая зарядка» |
| 8.Работа с правилом стр. 127. |
| ПАМЯТКА! Слайд 9 С родительным падежом употребляются предлоги: у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после.
|
| Я предлагаю вам прослушать стихотворение, где много слов в родительном падеже и встречаются все эти предлоги. Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски, Но родительный падеж Я не вспомню, хоть зарежь!
|
|
|
| Упр. 287 – комментированное письмо. |
| |
| |
9. | Итог урока. |
| Хорошо! Вот мы и на вершине гор. Сообщение: слайд 10 Горы занимают значительную часть нашей страны. По площади это целое государство. Одна из самых известных гор Казахстана – это Белуха на Алтае. Она не самая высокая – всего-то четыре с половиной тысячи метров, но с её вершины видны сразу четыре страны – Россия, Казахстан, Китай и Монголия. Это гора у древних народов считалась центром мира. Самая высокая гора в Казахстане – 6995 метров над уровнем моря Пик Хан – Тенгри.
|
|
|
|
|
|
|
| Рефлексия |
| На этом уроке мы закончим наше волшебное путешествие по стране Казахстан. Но я хотела бы знать понравилось ли вам оно? Удалось раскрыть тему урока? На этот вопрос вам помогут ответить поставленные в начале урока цели: Слайд 11 ЗНАЕМ: вопросы и предлоги родительного падежа. УМЕЕМ: образовывать существительные родительного падежа, определять начальную форму. -Что нового о своей стране вы узнали, что запомнили из нашего путешествия? Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил. Море знаний правил
Выставление оценок. д/з с. 127 правило у. 289 |