Конспект урока на тему «Родительный падеж»

Урок 49

Дата 02.12

Тема урока: Родительный падеж.

Цель урока:

познакомить с вопросами родительного падежа и  с предлогами,   с которыми он употребляются; развивать умение определять и образовывать существительные   родительного падежа; расширять кругозор; развивать  речь учащихся, а также обобщать и систематизировать знания об имени существительном. Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить свою Родину.

Тип урока: урок новых знаний

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, мозговой штурм, работа с одаренными

Оборудование: учебник, тетрадь, слайд презентация, флипчарт, карточки, подставки с названием падежей, кораблики-картинки, оценочный лист, кубик с цифрами.

Ход урока



1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.


Я в школе на уроке…

Сейчас я начну учиться!

Я радуюсь этому!

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик всё замечу

Память моя крепка!

Голова мыслит ясно!

Я хочу учиться!

Я очень хочу учиться!

Я готов к работе.

Работаю…

Тема сегодняшнего урока: Слайд 1

«…одительный падеж имени существительного».

Но что это?

Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Показ таблицы)

А звук?

Что мы о нём можем сказать?

[р] – согласный, звонкий, может быть и мягким и твёрдым, непарный.

Сегодня на уроке мы будем иметь знакомство с родительным падежом имени существительного!

Мы должны Слайд 2

ЗНАТЬ:   вопросы и предлоги этого падежа.

УМЕТЬ: образовывать существительные родительного падежа,

                определять начальную форму.

А также обобщать и систематизировать знания об имени существительном.

2. Деление на группы (падежи). Повторить правила работы в группе.

— Почему только 5 падежей? И.п.

Изучили, а что мы про него знаем?(проверка домашнего задания)

Познакомить с оценочным листом.




3.

Чистописание


Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня на минутке чистописания мы пропишем заглавную и строчную букву Рр.

Чтение стихотворения «Родина»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

— О чем это стихотворение?

— О Родине.

Как вы понимаете значение данного слова?

Подберите синонимы.

(отчизна, Отечество)

Что является нашей Родиной?

— (Республика Казахстан)

Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в волшебное путешествие по стране Казахстан! Слайд 3

Это путешествие не только поможет нам познать тему урока, но и откроет многие тайны своей страны, научит чувствовать, понимать и любить её.

Чтобы передвигаться по волшебной карте, нам необходимо выполнять задания, которые встречаются нам на пути:


4.

Повторение


1) Словарный диктант с самопроверкой.  Слайд 4                  

Р.спублика, К.захстан, Байк.нур, тр.диция, .бычай, науры., в.рблюд, ч.бан, т.бун, .лматы.

Проверка словарных слов Слайд 5

Республика, Казахстан, Байконур, традиция, обычай, наурыз, верблюд, чабан, табун, Алматы. (выставить оценки в оценочный лист)

Слайд 6

Сообщение:

Алматы, расположен у подножья гор Заилийского Алатау. С 1925 по 1998 годы Алматы был столицей Казахстана. Ныне это самый большой город нашей страны. В нём живёт почти полтора миллиона человек. В Алматы находится самое большое количество музеев, театров и концертных залов, библиотек, научно-исследовательских комплексов. Один из них – высокогорный каток «Медеу» — известен далеко за пределами Казахстана. Самая высокая телебашня в Казахстане находится тоже здесь. Она расположена на горе Коктюбе и видна с любой точки города.



— Куда же отправимся дальше? Посмотреть новую столицу Казахстана. Но для этого нужно выполнить 2 задания:

1) Повторить знания об имени существительном (стратегия «Кубизм»)

Каждая группа кидает кубик и определяет свой вопрос.

2) Самостоятельная работа с проверкой. Просклонять слово Астана

Какая часть имени существительного изменялась при склонении?

— (окончание)

Выделите его. Для чего служит окончание?

Слайд 8

Сообщение:

Столицей этот город стал совсем недавно, в 1997 году. До того, как у города появилось имя Астана, у него было несколько названий – Акмолинск, Целиноград, Акмола. Астана встречает всех прохладным ветерком с реки Ишим, просторными проспектами, на которых совсем недавно появились новые, очень красивые здания. Особенно красиво выглядит высокая башня, похожая на сказочный цветок – Байтерек. Прошло совсем немного времени, и бывший обычный областной город неузнаваемо изменился. Он стал одним из самых красивых городов планеты. За что ему была присуждена специальная награда ЮНЕСКО «Город мира».


5.

Сообщение темы урока.


Тема: «Родительный падеж».

Голос: А я падеж родительный.

  Характер мой общительный.

  Кого? Чего? – и вот он я!

  Предлоги часто мне друзья.

  Я самый важный!

            Ведь всё на свете произошло от кого – то или образовалось из чего – то!

Вопросы: кого? Чего? (откуда? Где?)

Узнать родительный падеж можно и так: к существительному нужно подставить, слово НЕТ

Откройте учебник на стр 126. Чтение ленты


6.

Работа в группе.

Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в родительном падеже.



Работа по карточкам. Поставить вопрос. Определить падеж выделенных имён существительных. Подчеркнуть предлоги. Защита работ.




7.Физкультминутка «Веселая зарядка»


8.Работа с правилом стр. 127.


ПАМЯТКА! Слайд 9

С родительным падежом употребляются предлоги:

                  у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после.





Я предлагаю вам прослушать стихотворение, где много слов в родительном падеже и встречаются все эти предлоги.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

 Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но родительный падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

 





Упр. 287 – комментированное письмо.



9.

Итог урока.


Хорошо!

Вот мы и на вершине гор.

Сообщение: слайд 10

Горы занимают значительную часть нашей страны. По площади это целое государство. Одна из самых известных гор Казахстана – это Белуха на Алтае.

Она не самая высокая – всего-то четыре с половиной тысячи метров, но с её вершины видны сразу четыре страны – Россия, Казахстан, Китай и Монголия. Это гора у древних народов считалась центром мира.

Самая высокая гора в Казахстане – 6995 метров над уровнем моря Пик Хан – Тенгри.









Рефлексия


На этом уроке мы закончим наше волшебное путешествие по стране Казахстан.

Но я хотела бы знать понравилось ли вам оно?

Удалось раскрыть тему урока? На этот вопрос вам помогут ответить поставленные в начале урока цели: Слайд 11

ЗНАЕМ:  вопросы и предлоги родительного падежа.

УМЕЕМ: образовывать существительные родительного падежа, определять начальную форму.

-Что нового о своей стране вы узнали, что запомнили из нашего путешествия?

Запустите корабль в море Знаний.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

Море знаний

img_15068 залив

правил


Выставление оценок.

д/з с. 127 правило у. 289

Свежие документы:  Творческая работа на тему:"Система работы по использованию речеведческих заданий на уроках русского языка"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: