Тема: «Родственные слова».
Дидактическая цель: Создание условий для формирования понятий «родственные слова» и «корень слова».
Задачи:
Образовательные: формирование понятия «родственные слова» и понятия «корень слова».
Воспитательные: формирование осознания важности понимания значения слов, интереса к наблюдениям за языком.
Развивающие:
Регулятивные: формирование умения осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении; определять общий способ решения задачи.
Познавательные: формирование умения пользоваться полученной информацией в практической деятельности; делать выводы.
Коммуникативные: формирование умения участвовать в общей беседе; работать в парах.
Тип урока: Изучение нового материала
Изучение нового материала.
-Какой вопрос задали дома? Что в слове главное? Как ответили? (Главное в слове – это его значение)
-Какое слово «лишнее»? Как думаете почему? (Тема урока)
На доске:
сахар
сахарок
сахарный
родственные
сахаристый
На доске появляется запись: «Родственные слова».
-Что будем узнавать? (узнавать, что такое родственные слова). Как думаете, а нужны ли какие-то для этого признаки? (да).
Тогда, начнём.
Что значит слово «родственные»?
Да, как в семье мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. У них один род родные родственники.
И чем-то они похожи.
(СЛАЙД 1)
Послушайте внимательно.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
-Я ваша родственница – гусеница.
— Права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? (Нет)
Почему? (Значение слов разное птицы и насекомое)
Среди слов тоже есть целые семьи.
Выявим признаки родственных слов. Узнаем что интересного в родственных словах?
Вернёмся к словам на доске:
сахар
сахарок
сахарный
сахаристый
Можно их назвать родственными? Почему? (Значением похожи, общая часть есть).
Антон спрашивает: А слова (СЛАЙД 2) сахар и конфета родственные? Конфета ведь сладкая?
(Значение разное и нет общей части). Теперь ему это понятно.
А вот почему «сахарницу» так назвали? (СЛАЙД 3. Сахарница – это посуда, в которой лежит сахар). Что вы сделали? (объяснили значение слова «сахарница» с помощью слова сахар)
Дописываю слово «сахарница» в столбик. Что значит «солить»? (Посыпать солью). (СЛАЙД 4)
Что вы сделали? (объяснили значение слова «солить» с помощью слова соль).
Антону вы объяснили, помогите, пожалуйста, мне.
Я думаю, что слова ёж, ёжик, ежата, ежиха, ежевика (СЛАЙД 5) из одной семьи, значит родственные. А вы как считаете? (Нет, есть лишнее слово, остальные можно объяснить с помощью одного слова ёж).
Что интересного вы сейчас узнали? (что можно объяснять значение слов с помощью одного слова из семьи).
Сделаем вывод, какие два признаки должны работать, чтобы собрать семью родственных слов?
(СЛАЙД 6) Вывод: 1. Объяснишь слова с помощью одного и того же слова? (Общее значение)
2. Есть ли в словах общая часть? На слайде памятка. Каждому раздать памятку.
Скрытая Физминутка.
Если родственные слова – поднимите руки вверх и хлопните ладошками, если нет – топните ножками.
Стол, столик, столовая.
Лиса, лисица, лист.
Сыр, сырость, сырок.
Лес , лесник, лестница, лесной.
Первичное закрепление и выявление затруднений. Работа в парах.
Упр.283 на с. 7 (Если, кто-то быстро справился – получает задание, следующее в упр.)
Собери семью родственных слов. Как узнаете? Куда будете смотреть? (В памятку)
(СЛАЙД 7) Самопроверка. Проверить по слайду.
Рыба
Рыбачить
Рыбка
— Хотите узнать, как называется общая часть родственных слов?
Прочтите на с. 8 важные сведения.
Как называется общая часть родственных слов? (корень). (СЛАЙД 8)
Что ещё узнали? (корень выделяют дугой)
Вернуться к словам, записанным в тетради и выделить корень, затем это же проделать на доске со словами:
сахар
сахарок
сахарный
сахаристый
сахарница
Закрепление.
Самостоятельная работа.
Выписать только родственные слова.
(СЛАЙД 9) Курица, курятник, куриный, петух, курочка, цыплёнок. (Если, кто-то справился быстро — дать текст, в котором надо подчеркнуть родственные слова)
Взаимопроверка с образца. (СЛАЙД 10)
— Выделите корень. Как будем его выделять? (дугой)
Тест.
1. Проведи стрелку к признакам родственных слов.
Общее значение общий вид общая часть
2. Подчеркни родственные слова
Шиповник, шипение, шипеть
3. Верно ли утверждение, что это родственные слова? Напиши да или нет.
Огромный – большой.
Обсуждение. Один объясняет – остальные проверяют. (СЛАЙД 11)
Итог урока.
— Что нового узнали на уроке? Чему учились?
– Кому было интересно?
Самооценка.
– За что ты можешь себя похвалить?
Дайте себе оценку.
Поставьте значок в своём блокноте. (Ставят знаки +, -, !,?)
Рефлексия. (СЛАЙД 12)
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» или тест. (Родственные слова)
— Мне было интересно…
— Мы сегодня разобрались….
— Я сегодня понял, что…
— Мне было трудно…
— Завтра я хочу на уроке…
Домашнее задание:
Упр. 287 после подробного объяснения ошибаюсь и называю родственные слова однокоренными, детям предлагаю подумать ошиблась я или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.
Родственные слова |
Тест. 1.Проведи стрелку к признакам родственных слов. Общее значение общий вид общая часть
2. Подчеркни родственные слова: Шиповник, шипение, шипеть
3.Верно ли утверждение, что это родственные слова? Огромный – большой. Обведи кружочком правильный ответ. а) да б) нет | |
Тест. 1.Проведи стрелку к признакам родственных слов. Общее значение общий вид общая часть
2. Подчеркни родственные слова: Шиповник, шипение, шипеть
3.Верно ли утверждение, что это родственные слова? Огромный – большой. Обведи кружочком правильный ответ. а) да б) нет
| Тест. 1.Проведи стрелку к признакам родственных слов. Общее значение общий вид общая часть
2. Подчеркни родственные слова: Шиповник, шипение, шипеть
3.Верно ли утверждение, что это родственные слова? Огромный – большой. Обведи кружочком правильный ответ. а) да б) нет
|