Тема урока. Повторение по курсу «Синтаксис сложного предложения».
Задачи урока.
1.Закрепить полученные сведения о разных видах сложных предложений, восстановить в памяти орфограммы и пунктограммы , изученные в предыдущие годы. Формировать умение устно и письменно конструировать сложные предложения разных видов.
2.Воспитывать интерес к русскому языку и русской словесности на основе произведений русской классики.
3.Развивать интерес к современным электронным средствам образования.
Оборудование.
1.Таблицы, схемы и задания на мультимедийной доске.
2.Элекронный учебник для компьютерного тестирования учащихся по курсу 9 класса.
Урок проведен учителем Бикбау А.С. Сош №7 г.Уральск РК
Сегодняшний день особенный: по инициативе ЮНЕСКО 23 апреля отмечается Всемирный день книги и защиты авторского права. В этот день несколько столетий назад ушли из жизни два великих писателя Шекспир и Сервантес. В Испании существует красивая и романтичная традиция : 23 апреля всем покупающим книги дарят розу. Сегодня в ходе повторения синтаксиса сложного предложения я предлагаю вам вспомнить художественные произведения, изученные на уроках литературы в этом году.
Работу начнем с орфографической разминки. Итак, «По страницам русской орфографии». Вспомнив наше магическое заклинание «Спаси нас, Орфография!» , ответим на вопрос, который предлагается на интерактивной доске.
В каком столбике верно указано, где нужен мягкий знак?
А В С Д
Полноч… — ь — —
Глуш… ь ь — ь
Горяч… — — — ь
Гореч… — ь ь —
В каком столбике указан правильный вариант написания суффиксов прилагательных?
А В С Д
Торжестве…ый Н Н НН Н
Карма…ый Н НН НН Н
Зеле…ый НН НН Н Н
Оловя…ый Н Н НН Н
Все эти орфограммы будут встречаться вам в заданиях при повторении синтаксиса сложного предложения.
Заполните схему известными вам видами сложных предложений.
(Заполненная схема выглядит так)
СПП СПП
Виды сложных предложений
БСП ССП
ССК
Продолжите начатое предложение как cпп с придаточным определительным, а затем с придаточным обстоятельственным.
Я люблю книги…( Варианты ответов. Я люблю книги, которые рассказывают нам об истории нашего края. Я люблю книги, потому что они духовно обогащают человека.)
Следующее задание называется «По страницам русской классики».
Задание№1Прочитайте на интерактивной доске предложение, определите тип сложного предложения, составьте его схему. Чем отличаются наклонения глаголов в этом сложном предложении? Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их.
Задание№2. Определите смысловые отношения между частями бсп и объясните постановку знаков препинания в нем.
Я думал: вольность и покой замена счастью.
Узнали ли вы героев литературного произведения? Назовите автора и его героев.
Задание №3.Определите тип сложного предложения. Чем отличается по строению простые предложения в данном примере? Объясните написание указанного слова. Когда поручик Вулич подошел к столу, то все замолчали, ожидая от него какой(нибудь) оригинальной выходки
Из какого произведения это предложение? Из скольких повестей состоит оно? В какой повести вы встречаетесь с Вуличем?
Задание №4. Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники, которую нарвал он для своего друга. Определите вид придаточного предложения в СПП и средство связи между главной и придаточной частью. Как звали друга Калиныча?
Задание №5. Он ничего рус…кого не читает, но на письме…ом столе у него находится серебря…ая пепельница в виде мужиц…кого лаптя.
Определите тип сложного предложения и смысловые отношения между простыми предложениями. Объясните правописание орфограмм к и ск, н и нн в суффиксах прилагательных. Кого из литературных героев вы узнали по этой фразе?
Уроки по творчеству И.С.Тургенева мы завершали чтением его стихотворений в прозе. Прочитайте наизусть стихотворение « Русский язык»
Вы работали над предложениями с одним придаточным. А как могут быть связаны предложения, если придаточных несколько? Начертите схемы в тетрадях и на доске.
Однородная связь: [ ],( как… ), ( как… ).
Неоднородная связь: ( Когда…),[ ], ( что…).
Последовательная связь: [ ], (где…), (что…).
Прочитайте предложения на доске и выполните задания к ним.
Драматизм сцены достигает своей наивысшей точки, когда Германн узнает от графини,что ее рассказ о трех картах был только шуткой.
Определите вид связи придаточных в данном предложении, составьте его схему. О каком произведении идет речь? Какие это три карты?
Мы друг с другом сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого.
К какому виду сложных предложений относится данное предложение?
Кто эти приятели? Назовите автора и произведение.
Завершающий этап нашего урока называется «По страницам русской литературной критики»
Перед вами на интерактивной доске сложноподчиненное предложение. Если читать произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
Определите вид придаточного. Замените сложное предложение простым с обособленным обстоятельством, и вы получите точное высказывание известного критика. ( Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека ) Почему эти предложения можно назвать синтаксическими синонимами? Чье это высказывание?
Главная роль, конечно, — роль Чацкого. Без нее не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным определительным. Объясните постановку знаков препинания в полученном предложении. Кому принадлежит это высказывание?
Заключительное задание на уроке – тестирование по электронному учебнику в режиме самоконтроля с поощрением, когда каждый правильный ответ с головного компьютера фиксируется на интерактивной доске, а все остальные на мониторах.
Обобщение учителя в конце урока. В течение урока мы с вами повторили виды сложных предложений, восстановили в памяти некоторые виды орфограмм и пунктограмм. Сегодня, когда во многих странах отмечается Всемирный день книги, мы с вами вспомнили любимые страницы русской классики. Закончить урок мне хочется стихами Бориса Слуцкого:
Романы из школьной программы,
На ваших страницах гощу.
Я все лагеря и погромы
За эти романы прощу.
Не курский, не псковский, не тульский,
Не лезущий в вашу семью,
Ваш пламень – неяркий и тусклый –
Я все-таки в сердце храню.
Не молью побитая совесть,
А Пушкина твердая повесть
И Чехова честный рассказ
Меня выручали не раз.
А если я струсил и сдался,
А если пошел на обман,
Я, значит, некрепко держался
За старый и добрый роман.
Вы родина самым безродным,
Вы самым бездомным нора.
И вашим листкам благородным
Кричу троекратно: «Ура!»
С пролога и до эпилога
Вы мне и нора и берлога,
И, кроме старинных томов,
Иных мне не надо домов.
23 апреля 2014 г.