Министерство образования и науки Республики Казахстан
Общая средняя школа имени М.Кашгари
Разработка открытого урока
повторение по теме «Склонение имен существительных»
Преподаватель: Хайруллаева Б
Тема: Повторение по теме «Склонение имен существительных»
Цель урока
Воспитательная Осуществлять эстетические воспитание; Чувство прекрасного воспитывать у учащихся любовь к русскому языку Развивающая Самоконтроль знании и умении навыков по изученной теме, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать Обучающая Закрепить знание умении и навыков специальных по предмету
Ход урока Организационный момент. Приветствие Психологический тренинг. Вступительное слово учителя Сообщение темы урока и цели Объяснение новой темы Задание — 1. «Слово учеников про имени существительных» Задание — 2 «Кто быстрее»? Просклоняйте данные предметы Задание — 3 Игра «Игра соединяй-ка» Задание — 4 Самостоятельная индивидуальная работа «Смотри не ошибись!» Задание – 5 Найти из данных слов цифр Задание – 6 «Практика». Тест Задание – 7 «Найди меня». Задание – 8 Прочитать текст «Республика Казахстан» Задание — 9 Работа по книге Задание – 10 Конкурс капитанов Задание – 11 «Кто больше?» Задание – 12 Распределительный диктант Домашняя работа Подведение итогов урока Заключительное слово учителя
Тип урока: практикум, обобщение занятии
Метод урока: вопросно-ответный
Оборудование: Электрические приборы, учебники, таблицы, карточки, плакаты
Слово учителя.
Мы сегодня с вами будем повторять изученного об «Склонении имен существительных». Вы уже хорошо изучали материалы про существительных. Все вокруг нас, все разнообразие придаются нам с помощью существительных. Именно они делают нашу речь живописней. Что бы мы не делали, определяя его качественную сторону.
Сегодня мы узнаем об этом:
Задание -1. Что такое имя существительное? Изменение имен существительных по родам.
Имя существительные это часть речи – которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? Они изменяются по родам, по числам и по падежам.
Склонение имен существительных женского рода
Падежи Вопросы Пример Окончание
Именительный кто? что? Книга —
Родительный кого? чего? Нет книги -и, -ы
Дательный кому? чему? По книге -е
Винительный кого? что? Книгу -у, -ю
Творительный кем? чем? Книгой -ой, -ей
Предложный о ком? о чем? О книге -е
Склонение имен существительных мужского и среднего рода
Падежи Вопросы Пример Окончание
Именительный кто? что? Снег, Небо —
Родительный кого? чего? Нет снега, до неба -а, -я
Дательный кому? чему? По снегу, по небу -у, -ю
Винительный кого? что? Снег, неба —
Творительный кем? ем? За снегом, над небом -ом, -ем
Предложный о ком? о чем? О снеге, О небе -е
«Кто быстрее»? Просклоняйте данные предметы
Падежи Вопросы
Именительный кто? что? Книга, цветок, зеркало
Родительный кого? его? Книги, цветка, зеркала
Дательный кому? чему? Книге, цветку, зеркалу
Винительный кого? что? Книгу, цветок, зеркало
Творительный кем? чем? Книгой, цветком, зеркалом
Предложный о ком? о чем? О книге, о цветке, о зеркале
Игра «Игра соединяй-ка»
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные
Работа по карточкам. Самостоятельная индивидуальная работа
«Смотри не ошибись!»
-соедините между собой разнозначные понятия. Определите падеж прилагательного. Определите правильный ответ цифрами.
Синий – 1. Главный город нашей Родины
Нефть – 2. Самое большое животное в мире
Жирафа – 3. Один из цветов из Казахстанского флага
Астана – 4. Самое высокое животное в мире
Голубой кит – 5. Черное золото
Ответ:
1-3 4-1
2-5 5-2
3-4
5. Найдите из этих слов цифры
Родина, натрий, опять, семья, сорока, пистолет
«Практика». Тест
Сколько падежей в русском языке?
а) 5 б) 6 в) 7 г) 8
2. Укажите вопросы дательного падежа
а) О ком? о чем? б) кем? чем? в) кого? Чего? Г) кому? Чему?
3. Укажите окончания существительных муж. и сред. рода в творительном падеже
а) –ой, -ей б) –ом, -ем в) –ы, -и г) –а, -я
4. Выделите ряд существительных предложном падеже
а) в жизни, на дереве, о стране
б) к парте, по реке, по ветру
в) за стол, в степь, через улицу
5. К существительным женского рода относится
а) озеро
б) площадка
в) сарай
г) буфет
6. Укажите одушевлённые имя существительного
а) дерево
б) человек
в) общество
г) книга
«Найди меня». Поставьте на свои места окончании
Команда-1 Команда-2
Женский род Мужской род
Именительный кто? что? — —
Родительный кого? его? -и, -ы -а, -я
Дательный кому? чему? -е -у, -ю
Винительный кого? что? -у, -ю —
Творительный кем? чем? -ой, -ей -ом, ем
Предложный о ком? о чем? -е -е
Физ.минутка
Прочитать текст «Республика Казахстан»
Работа по книге
Задание – 3 (стр.117)
Конкурс капитанов
Найдите антонимические пары и ключевое слово
Ч | И | С | Т | А | Я |
| ||||||||||
М | А | Л | Е | Н | Ь | К | А | Я |
|
| ||||||
|
| Б | Е | Л | Ы | Й | ||||||||||
| Х | О | Л | О | Д | Н | А | Я | ||||||||
| Д | Л | И | Н | Н | Ы | Й |
|
| |||||||
| В | В | Е | Р | Х | |||||||||||
М | Е | Н | Ь | Ш | Е | |||||||||||
Г | Р | О | М | К | И | Й |
| |||||||||
| В | С | Т | Р | Е | Ч | А | Т | Ь |
Грязная — …чистая
Большой — …маленький
Чёрный — …белый
Жаркая — …холодная
Короткий — …длинный
Вниз — …вверх
Больше — …меньше
Тихий — …громкий
Провожать — …встречать
«Кто больше?» Нарисовать зимнюю природу, чтобы все рисунки были одушевленные или неодушевленные существительные.
Распределительный диктант
Напишите два столбика ж.р м.р и данные слова распределите по правильному столбику
Снежок, дом, книга, ручка, музыка, человек, картина, школа, снег, сезон
Домашняя работа
Повторение всех пройденных материалов про имен существительных
Подведение итогов
Заключительное слово учителя