МКОУ «ООШ №21»
Конспект урока русского языка
по теме:
« Склонение имён прилагательных
женского рода с твёрдой основой».
Рожнова Анастасия Александровна 4 класс
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.
Цели урока:
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написание окончаний, устанавливать написание, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь учащихся; умения точно применять в устной и письменной речи имена прилагательные;
воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения, любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point , таблица “Окончания имён прилагательных”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.
Ход урок
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Введение в урок (Приложение 1, слайд №1) | Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – путешествие, полное загадок и неожиданностей, путешествие по Стране Знаний. |
|
2. Актуализация знаний.
Работа со словосочетаниями. ( Слайд № 2. 3) | — С какой часть речи мы с вами работаем? -Что вы о ней знаете? — Приведите примеры. — А почему именно + сущ? Докажите. -Прочитайте написанные словосочетания -Сгруппируйте их в группы по 4 признакам одновременно.
| Ученики фронтально отвечают, доказывают свои ответы примерами Ученики работают на индив карточках. Рассуждают и доказывают свой ответ. |
3. Чистописание (слайд №4) | — А сейчас минутка чистописания. Цепочку для мин чистописания вы составьте самостоятельно, в неё должны войти окончания имён прилагательных женского рода из слов с которыми вы работали ранее.
| Ученики записывают дату, прописывают цепочку ая, яя, аая, яя, ааая, яя и т.д . |
4.Словарная работа (слайды №8 — 23) | — А сейчас переходим к следующему этапу урока – словарно – орфографической работе. Напишите под диктовку слова: скалистая местность, голодная волчица, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение акварельная краска. -Соедините первые буквы прилагательных женского рода , в корне которых пишется безударная гласная – а-, и вы узнаете новое слово из словаря. — Что обозначает слово Свобода? — Что мы ещё должны узнать об этом слове? Откройте словарик , посмотрите на написание этого слова. — Прочитайте слова ( слайд № 22) – На какие две группы можно разделить данные слова? ( синонимы и антонимы) — Назовите антоним вместе с подходящим к нему прилагательным. ( постоянное угнетение), определите род. -Назовите синонимы к данному слову вместе с подходящими к ним прилагательными. ( широкий простор, и т. Д), определите род. — Как вы определяли род имён прилагательных?
| Дети работают со словами и составляют слово – свобода-. |
5.Введение в тему: (слайд №23) | — Составьте синквейн со словом свобода. Используйте прилагательные на твёрдую основу. |
|
6. Сообщение темы и цели урока. | — Итак, посмотрите на мин чистописания, на словосочетания из синквейна, на новое словарное слово, вспомните слч, которые вы составляли используя это слово и скажите, с какой же темой мы сегодня будем работать? | Ученики самостоятельно формулируют тему урока. |
7. Работа по теме урока. ( слайд № 24 – 28) | — Для того чтобы узнать какие окончания пишутся у имён прил женского рода, нам необходимо просклонять прилагательное. Выберите себе словосочетание из синквейна и просклоняйте его. Выделите окончания. –Что вы замечаете? Проблема — Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. – Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж?
| Учащиеся склоняют в тетрадях самостоятельно, проверяем вместе через проектор. ( ледяная горка)
Ученики самостоятельно находят решение этой проблемы, приводят свои примеры. |
8. Обощение.
| — Какие же окончания имеют имена прилагательные женского рода? – Как отличить падеж имён прилагательных в Р, Д. Т. П. падежах? Приведите пример. | Самостоятельная работа. Ученик пишут по памяти четверостишие, подчёркивают прилагательные. |
9. Физкультминутка. ( слайд № 29) |
— А теперь давайте немного отдохнём |
Дети слушают музыку и выполняют упражнения для глаз. |
10. Закрепление. ( слайд № 30) | — Ну а теперь давайте будем применять наши знания при выполнении некоторых упражнений. Предлагаю вам поработать с фразеологизмами.- Мы довольно часто с вами работаем с ними. — Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их попарно в зависимости от значения. Составленные группы напишите. Выделите окончания, обозначьте род и падеж. — Какой фразеологический оборот является лишним? Докажите. — А в следующем задании вам придётся самим составить и выполнить задание. У вас есть только начало формулировки задания, закончите его и выполните это упражнение.
|
|
11 . Итог урока | — С какой же темой мы сегодня работали на уроке? Докажите свой ответ, приведите пример. — С какой столкнулись проблемой? Как мы её разрешили? Докажите свой ответ. |
|
12.Рефлексия (слайд №31) |
1.На уроке — я узнал… — я научился… — мне понравилось… 2. Мое настроение… | Ученики заканчивают предложения своими словами и показывают карточку символизирующее их настроение. |
Резерв. Работа с текстом.