Склонение как изменение
имён существительных по падежам.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
Сформировать первоначальное представление о склонении имён существительных, познакомить с названием падежей, падежными вопросами, с начальной формой имени существительного.
Обеспечить развитие речи, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств. Развитие орфографической зоркости.
Воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, учить работать в коллективе, парах, группах.
УУД:
личностные | регулятивные | коммуникативные | |
отличать звук от буквы, уметь находить и объяснять знакомые орфограммы в указанных словах, различать словоизменение и словообразование, изменять слова по вопросам, образовывать однокоренные слова, проводить синтаксический разбор предложения, иметь представление о склонении имён существительных, о падежных вопросах, различать начальную форму имени существительного и форму косвенного падежа | формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей
| умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
| умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем; договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе)
|
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс (2 часть) А.В.Полякова.
Тетради учеников для самооценки, листы с заданиями для групповой работы.
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Таблица «Падежные вопросы».
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, групповая работа.
Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с таблицей, синтез и анализ.
Ход урока
Организационный этап.
Учитель: — Поздороваемся, улыбнёмся друг другу, я желаю всем вам хорошего настроения, успешной работы на уроке и бережного отношения друг к другу.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 1. (Текст о зиме).
Побелели поля и пригорки. Тонким (ледок) покрылась река и уснула в (тишина). Ходит зима по (горы) и (долины). Ступает тихо и глядит по (стороны). Поправляет свою волшебную (картина).
Учитель: — Прочтите внимательно текст. О чём он? Всё ли вам нравится в тексте? Как бы вы изменили его? Почему?
Ученик: — Правильное написание окончаний помогает понять текст. Окончания слов служат для связи слов в предложении. (Дети читают изменённый текст).
Учитель: — Какие задачи предстоит решать на уроке?
У – упражняться в изменении окончаний слов
Р – развивать внимание, орфографическую зоркость
О – объяснять написание слов
К – коллективно и дружно работать
Слайд 2. (Изображение зимы).
Учитель: — Красив лес зимой! Пушистыми шапками накрыты сосны и ели. Инеем украсились берёзы и тонкие осины. Глубокие намело сугробы.
Учитель: — При выполнении некоторых заданий мы будем «украшать ёлочки снежинками» по рядам. (Результаты некоторых заданий показываются символично нарисованными снежинками на ёлочках).
Учитель: — Откройте тетради для самооценки и закрасьте кружок (прогноз вашей работы на уроке) нужным цветом.
.
Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Чистописание.
(На доске буквы, соединения и предложения).
е ё ю я
ян яр ял вя оя ая яя
Языком не спеши, а делами не смеши. (Пословица).
Учитель: — Пропишите буквы и соединения букв в воздухе, а потом запишите в тетрадь. Что общего между этими буквами?
Ученик: — Все эти буквы обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных ь и ъ знаков.
Учитель: — Объясните значение пословицы. Какие пословицы похожи по смыслу? Запишите пословицу.
Словарно-орфографическая работа.
Учитель: — Отгадайте загадку.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь).
Учитель: — Январь – словарное слово. Обозначьте ударение и подчеркните безударный гласный. Назовите, какие звуки мы слышим в этом слове? Сколько букв и звуков?
Ученик: — [йанвар ] ,буква «я» обозначает два звука. 6 букв, 6 звуков.
Учитель: — Запишите слово и образуйте родственные слова. Составьте предложения.
(На доске: январь – январский (мороз), по-январски (холодно).
Слайд 3. (Просинец).
Учитель: — В старину на Руси январь назывался «сечень», «просинец». Сечень, так как рассекает зиму на 2 половины. Просинец, потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» — островки синего неба. Дни чаще бывают солнечными.
Откуда такое название — январь? Древние римляне этот месяц назвали в честь Януса – бога солнца и света – январём.
Слайд 4. (Изображение Януса).
Учитель: — Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее.
Есть много пословиц о январе, например:
Январь – году начало, зиме середина. (Списывание). Дни становятся длиннее. Солнце встаёт и ярче светит, заторопилось к весне. (Синтаксический разбор).
Январь на порог – прибыло дня на куриный скок.
Январь – крыша зимы.
По январской погоде часто судят о предстоящих весне и лете.
Приметы: — 19 января — Крещение. Ясная и холодная погода в этот день – к засушливому лету.
21 января — Емельян – накрути бурьян. Если ветер в этот день подует с юга, жди лета с частыми грозами.
Списывание отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Слайд 5. (Отрывок из поэмы Пушкина).
Учитель: — Спишите и объясните орфограммы (предварительно прочитать).
(В) тот го* осе*яя п*года
Ст*яла долго (на) дв*ре,
З*мы жд*ла, жд*ла пр*рода.
Сне* выпал только (в) янв*ре
(На) третье (в) ночь.
4. Фронтальная работа.
Учитель: — Сколько в этом отрывке предложений? Дайте характеристику этим предложениям.
(2 предложения, оба – повествовательные, невосклицательные, распространённые, 1 – сложное, 2 – простое). Подчеркните грамматические основы. Объясните орфограммы «по цепочке».
5. Групповая работа. Распределение слов по признаку «словоизменение и словообразование». (Сопоставление форм одного и того же слова и однокоренных слов).
Учитель: — Каждый ряд получает листочки, на которых записаны слова. Дети по вариантам распределяют слова в 2 столбика по признаку «словоизменение и словообразование».
1 ряд: снежный, снег, о снеге, Снегурочка, снеговик, по снегу, снежинка, под снегом, подснежник, без снега.
2 ряд: зимовье, зимушка, у зимы, перезимовать, зима, через зиму, зимний, перед зимой, озимые, о зиме.
3 ряд: ледянки, лёд, ледяной, около льда, по льду, заледенела, ледник, подо льдом, ледниковый, льды.
— Расскажите о словоизменении и о словообразовании. (стр. 127, 130 1 части учебника).
Проверка «контролёрами» и «украшение ёлочек» (снежинок столько, сколько правильных ответов).
Физкультминутка.
Первичное усвоение новых знаний.
(На доске текст).
Зимой (река) замёрзла. Берега (река) замело снегом. В летнее время по (река) ходили суда. Не каждый видел такую полноводную (река). Жители города гордятся (река). Многие мечтают отдохнуть на нашей (река).
Учитель: — Прочтите текст. Каким должен быть текст? Выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает. На доске будут работать представители каждого ряда (по 2 предложения). Остальные записывают в тетрадях.
что? река
чего? реки
чему? реке
что? реку
чем? рекой
о чём? о реке
«Украшение ёлочек». Вывод: чей ряд работал внимательно.
Учитель: — Что можете сказать о выписанных словах? (Это – формы одного и того же слова).
— Какая часть слова изменяется? (Окончание).
— Почему менялись окончания? ( Менялись вопросы).
— Выделите окончания.
Учитель: — Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
— Сколько вопросов в столбике? (6 вопросов).
— В русском языке 6 падежей. Имена существительные изменяются по падежам.
(Учитель читает сказку о падежах, объясняет названия падежей)
Слайд 6. (Названия падежей и падежные вопросы). Таблица.
(Учитель читает названия падежей, а дети – вопросы падежей. Знакомство со словами-помощниками, с предлогами.)
Учитель: — Форма существительного в именительном падеже в единственном числе – начальная форма им. сущ. (Поиск в отрывке А.С. Пушкина начальной формы им. сущ.) В именительном падеже существительное без предлога.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику.
Чтение правила на стр.4 (2 часть учебника).
Наблюдение над изменением окончаний имён существительных.
Учитель: — Почему задаётся два вопроса? ( Вопрос что? – к неодуш. сущ., а вопрос кто? – к одушевл. сущ,)
— Что значит просклонять имя существительное?
— Сколько падежей в русском языке?
— К какому падежу относится существительное в начальной форме?
— Назовите вопросы косвенных падежей.
— Выполните упр. 2 (стр.4).
Первичное закрепление. Работа в паре.
Учитель: — Сильный ветер вдруг подул,
Падежи все в кучу сдул.
Вы падежи определите
И порядок наведите.
Поставьте вопрос к существительному и определите по вопросу падеж.
сидел (?) на ветке ( )
украсилась (?) инеем ( )
падает (?) на землю ( )
летит (?) с ветки
бежал (?) по снегу ( )
Взаимопроверка.
Домашнее задание. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Задание на дом: упр. 4, 5, правила на стр. 4 и 6. Инструктаж по его выполнению.
Учитель: — В «Тетрадях оценивания» оцените свои знания, умения по теме
Слайд 7. (Самооценка).
— если вам было легко выполнять задания – зелёный круг;
— если у вас на уроке возникали затруднения – жёлтый круг;
— если задания для вас были трудными – красный круг .
Дети оценивают свою деятельность на уроке.
— Вспомним, какие цели мы поставили на урок? Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
— Что было интересным для вас на уроке?
— Что сложным?
— Чему учились?
7