Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Тип урока: изучение новой темы
Цели: -познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями;
-повторить правописание не с прилагательными и глаголами,
морфологический разбор причастий;
-формировать навык написания не с причастиями; развивать речь;
— воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: таблицы, слайды, тетради для правил, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок поможет создать высказывание Конфуция:
Того, кто (не) задумывается о далеких трудностях, (не) пременно поджидают близкие (не)приятности. (Слайд 2)
С анализа данного предложения начинаем урок. Дается задание записать предложение, обозначить орфограммы, ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания?
2. Актуализация знаний.
-Словарный диктант из слов с орфограммой «Не с различными частями речи» с последующей самопроверкой с помощью интерактивной доски. (Слайд 3)
Не прекращать, незаботливый, ничуть не привлекательный, не решительность, а робость, нелепый, ненависть, негодовать.
После проверки задаем вопрос:
— Какие орфографические правила иллюстрируют записанные слова?
Повторяем правила о правописании не с различными частями речи, перейдя по ссылке на соответствующую страницу интерактивной доски. (Слайд 4)
3. Формулирование темы и определение целей урока.
Предшествующая работа с орфограммами о правописании не с различными частями речи поможет ребятам ответить на вопрос:
— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Открываем страницу интерактивной доски, на которой записана тема.
— Сегодня мы снова будем путешествовать вместе с частицей НЕ.
— Поставьте перед собой задачи, которые необходимо решить в ходе работы на уроке.
Объяснение нового материала.
1. Объяснение нового происходит с помощью работы с интерактивной орфограммой «Не с причастиями» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), после чего дети отвечают на вопросы:
— Как может писаться не с причастиями?
— Как всегда пишется не с краткими причастиями?
— Как пишется с полными причастиями? (Слитно и раздельно).
— Сопоставьте примеры, сделайте выводы о слитном и раздельном написании не с полными причастиями.
2. Работа с учебником (с. 67, параграф 24)
— Запись схемы о правописании не с причастиями в справочники.
Отработка знаний.
-Иллюстративный диктант из слов-существительных в рамках учебника (иллюстрации представлены на интерактивной доске).
-Творческий диктант. Слитные написания замените раздельными, и наоборот. Такое задание позволит тренироваться в правописании причастий с зависимыми словами. (Слайд 8)
Неосвоенная территория
Еще не закрытое тучей небо
Ничем не защищенный от ветра дом
Непрекращающийся шум
Нескошенное поле
Не видимая невооруженным глазом звезда.
-От глагола (не) истовствовать образуйте действительное причастие прошедшего времени. Объясните условие выбора написания НЕ с глаголом и причастием.
(Неистовствовать
Находиться в крайне возбуждённом душевном состоянии.
Несдержанно проявлять свои чувства.)
Рассмотрите картины И.К.Айвазовского. Составьте предложение с причастием неистовствовавший.
Подведение итогов урока.
Ответьте на вопросы:
1). Как пишется не с краткими причастиями?
2). Как пишется не с полными причастиями, имеющими зависимые слова?
3). Как пишется причастие с не, если есть противопоставление с союзом а ?
4). Как пишется не причастием, имеющим при себе слова с ни и слова далеко, вовсе, отнюдь, до сих пор?
Ответьте на вопросы:
1). Как пишется причастие с не, если без не оно не употребляется?
2). Как пишется причастие с не, если нет противопоставления с союзом а ?
3). Как пишется причастие с не, если нет зависимых слов?
Рефлексия.
— Что повторили о правописании не?
— Что нового узнали о правописании не?
— Поставьте смайлики напротив утверждений:
— хорошо усвоил
— отлично усвоил и могу применить на практике
— усвоил хорошо, но есть вопросы
— многое непонятно.
Домашнее задание.
1. Параграф 24, упр. 132 – 1 вариант, упр. 133 – 2 вариант, упр. 136 – 3 вариант.
2. Сочинить лингвистическую сказку о правописании не с различными частями речи (по желанию).