Конспект урока на тему «Слова категории состояния»

Тема урока: Слова категории состояния

Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.

2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий.

Задачи: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий; способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся; воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу.

  1. Повторение (слитное, раздельное и дефисное написание наречий)

  1. Опрос

— Какую часть речи мы называем «наречием»?

— Изменяются ли наречия?

— Как образуются наречия?

— Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?

  1. Игра-соревнование

Первая команда выписывает наречия с дефисным написанием; вторая команда – наречия, которые пишутся слитно, третья команда – наречия, которые пишутся раздельно. (слайд 2)

  1. Создание мотивации.

Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 3)

  1. Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.

  2. Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.

— Выделите грамматические основы в данных предложениях.

— Односоставными или двусоставными являются данные предложения?

— Каким членом предложения является слово ТИХО в первом и втором предложениях?

— Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.

— Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи?

— Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении?

— Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Составление схемы. (слайд 4)

  1. Лингвистическая справка. (слайд 5)

Учитель: Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.

  1. Закрепление.

  1. Работа в парах (слайд 6)

Запишите предложения.

  1. Лицо старика красиво и спокойно.

  2. На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.

  3. Сегодня в отделении было спокойно.

— Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?

(По ходу работы заполняется таблица) (слайд 7)

— Сделайте вывод об отличии слов категории состояния от прилагательных и наречий. Сравните свой вывод с учебником (слайд 8)

2. Работа в группах (слайд 9)

Составьте с данными словами предложения так, чтобы в каждом контексте данные слова являлись разными частями речи.

1 группа: тихо, сыро.

2 группа: красиво, печально.

3 группа: тревожно, холодно.

4 группа: весело, больно.

  1. Подведение итогов урока.

Составление синквэйна по теме. (слайд 10)

  1. Домашнее задание (слайд 11)

Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Весна».

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Разряды частиц. Модальные частицы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: