Тема: Словосочетание и предложение.
Цель: формирование знаний о словосочетании. Обобщить знания о предложении.
Задачи: дать учащимся понятие о словосочетании и предложении
научить определять главное и зависимое слово в словосочетании;
развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
воспитывать ответственность за животных, которых приручили.
Оборудование: презентация к уроку, объявления, схема словосочетания.
Ход урока.
Орг. Момент (слайд № 1)
Чистописание (слайд № 2)
ру ря ре ро ра ри
-В каком слоге буква р обозначает мягкий согласный звук?
Дополните слоги до слов (до им. сущ., прил, глагола).
3. Орфографическая минутка
(Звучит отрывок из песни «Пропала собака»)
Размыты на листочке буквы в словах. Вставим пропущенные орфограммы. Объясним написание.
А)Пропала с…бака по кличке …ружок.(СЛАЙД № 3)
Щенок б…лоснежный, лишь рыжие пятна на сп…не.
Очень х…роший и верный дру…
Пом…гите найти щенка!
Б) Объявление (СЛАЙД № 4)
Детективному агентству «Следствие ведут Колобки» требуются сыщики.
Предлагаю сегодня на уроке побывать в роли сыщиков агентства «Следствие ведут колобки».
-Какими качествами должны обладать сыщики?
(внимательные, сообразительные, находчивые)
В агентстве мы приобретём новые знания и умения, которые нам помогут разыскать щенка.
4 Целевая установка
А) Словарная работа (СЛАЙД №5)
Сев…р, л…гушка, …бед, в…гон, ов..щи, с..рока, …рех, ч..тверг, еж..вика, тр…мвай, …птека, н..род, ин…й, ег..рь.
Из первых букв записанных слов составьте слово и запишите его.
— Какое слово получилось?
Сегодня на уроке мы узнаем всё о словосочетании.
5.Введение новых знаний
А) Знакомство с понятием словосочетание
Чтобы разыскать пропавшего человека, животного или украденную вещь. Что необходимо знать сыщику? (особые приметы) (СЛАЙД №6)
Рассмотрите рисунки. Какие предметы изображены?
С какими словами можно связать их по — смыслу?
Огурец зелёный сладкая спелая
Яблоко красное длинный жёлтая
Дыня солёный круглое румяное
Сочетание этих слов можно назвать словосочетаниями.
Прочитаем правило на с. 79 (Слайд № 7)
И узнаем особые приметы словосочетания.
-Что вы узнали о словосочетании?
(Словосочетание состоит из двух слов: главного и зависимого.
От главного к зависимому слову можно поставить вопрос.
Слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями.)
6.Закрепление
А)Выборочное списывание У. 174
(Белые грибы, яркие лучи, утреннего солнца, на мокрую землю, жаркое лето, белый туман)
Разыщите слова с безударной гласной в корне слова.
(Грибы, росли, на полянке, промелькнуло, по земле, золотые)
Б) Составление словосочетаний
У. 175
Тосковать по родине, слушаться совета, радоваться подарку, маленькое семечко.
7. Физминутка (слайд №8)
8.Работа по картине (СЛАЙД № 9)
Ребята, как вы думаете, почему пропала собака у мальчика?
— Какие у вас версии?
(Её могли украсть прохожие, она могла заблудиться, мальчик за ней плохо ухаживал, мог обижать её)
Мы всегда должны помнить и заботится о тех кого приручили.
-Какая версия более вероятна?
-Рассмотрите картину?
Составьте словосочетания по картине, используя вспомогательные слова:
Душистая……., сидит …. , пёс…, плавает….
-Составьте предложения.
Душистая трава растёт у пруда.
Рыжий кот сидит на заборе.
Лохматый пёс сторожит кота.
В пруду плавает утёнок.
— Как вы думаете? Что было за несколько минут
Чтобы разыскать щенка необходимо в объявлении найти словосочетания, которые обозначают особые приметы, выделить главное и зависимое слово.
(Щенок белоснежный, рыжие пятна) (СЛАЙД №10)
-Выберите на фотографии щенка, которого ищут. Почему это он?
9. Итог
-Что такое словосочетание?
-Как называется слово, от которого ставится вопрос?
-Как называется слово, к которому ставится вопрос?
Что не является словосочетанием?
10. Домашнее задание
С. 81 У.176 с. 79-80 правило
Акмолинская область Бурабайский район
школа-интернат общего типа
Открытый урок по русскому языку.
Словосочетание и предложение.
Учитель: Кучма О.П.
3 класс