Тема: Сложное предложение.
Цель: Познакомить учащихся с понятием сложное предложение. Сформировать умение распознавать сложное предложение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами узнаем много нового о предложении.
А что такое предложение? (Законченная мысль).
II. Изучение нового материала.
На доске записаны 3 предложения. Последнее из них закрыто.
Полил сильный дождь. Капли застучали по крышам.
— Прочитайте. Что записано на доске? (Предложения).
— Как вы определили, что это предложения? Что называется
предложением? ( Предложение — это группа слов, которая выражает
законченную мысль).
— Что вы можете сказать о данных предложениях? (Это повествовательные, невосклицательные, распространённые предложения).
— Сколько законченных мыслей имеет каждое предложение? (По одной)
Запишите первое предложение. Выделите грамматическую основу.
Сколько грамматических основ? (Одна).
Назовите её. (Дождь полил).
Вывод: Итак, предложение, в котором одна законченная мысль и одна грамматическая основа называется простым предложением.
Для графического обозначения этого простого предложения будем использовать такую схему: [ ].
Прочитайте второе предложение. (Капли застучали по крышам.)
Запишите это предложение и выделите грамматическую основу.
— Сколько законченных мыслей имеет каждое предложение? (По одной)
Запишите первое предложение. Выделите грамматическую основу.
Сколько грамматических основ? (Одна).
Назовите её (Капли застучали).
Какое это предложение? (Это предложение простое).
— Почему? (В этом предложении одна законченная мысль и одна грамматическая основа). Как схематически мы его изобразим? ( [ ] ).
Учитель открывает третье предложение.
Полил сильный дождь, капли застучали по крышам.
Прочитайте это предложение. Запишите его в тетрадь. Давайте
сравним это предложение с предыдущими.
Что вы можете сказать об этом предложении? (Это предложение
состоит их двух простых).
— Сколько законченных мыслей имеет это предложение? (Две)
— Выделите в нем грамматические основы. (В этом предложении две грамматические основы: Дождь полил и капли застучали ).
Прочитайте первое простое предложение в сложном.
Прочитайте второе простое предложение. Итак, оно состоит их двух
простых предложений.
Вывод: Предложение, которое состоит из двух простых предложений, называется сложным.
На доске появляется табличка:
Предложение
Простое
Сложное
— Скажите, из скольких простых предложений состоит сложное
предложение?
А теперь давайте установим, связаны ли эти два простых предложения в сложном по смыслу.
— Можно ли понять смысл предложения, прочитав только первое
простое предложение? (Да).
—
А если прочитать только второе простое предложение, мы сможем
понять смысл всего предложения? (Да).
А важен ли нам порядок предложений. Поменяется ли смысл всего
предложения? Давайте прочитаем: Полил сильный дождь, капли застучали по крышам. Капли застучали по крышам, полил сильный дождь.
Поменялся смысл предложения? (Да).
Значит, порядок предложений нам важен, и эти предложения связаны по смыслу.
— Какой вывод мы можем сделать? (Два простых предложения в составе
сложного связаны по смыслу).
Опорная запись оформляется следующим образом:
Связаны
По смыслу По интонации
Сейчас мы продолжим наблюдать над сложным предложением и
узнаем о том, как ещё связаны между собой простые предложения в составе
сложного.
Я буду читать предложение, а вы следите за моей интонацией.
Учитель читает предложение.
Что вы заметили? Я соблюдала интонацию при, чтении этого
предложения.
Значит, как еще связаны эти предложения? (По интонации). Опорная запись дополняется записью — по интонации. Знакомство с правилом.
Итак, предложения, которые состоят их двух простых предложений, связаны по смыслу и интонационно называются сложными.
— Что же такое сложное предложение? (предложения, которые
состоят их двух простых предложений, связаны по смыслу и
интонационно называются сложными).
— Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая). Появляется запись в таблице.
Сложное предложение
Состоит из двух простых
Связаны
По смыслу
По интонации
— Из чего же состоит сложное предложение? (Из двух простых
предложений).
Как связаны между собой части сложного предложения? (По смыслу
и интонационно).
Давайте составим схему этого предложения.
Как мы обозначим первое предложение? ([ ]).
Как второе? ([ ]).
Какой знак препинания употребляется между этими
предложениями? (Запятая).
Давайте это покажем на нашей схеме.
[],[].
III. Первичное закрепление.
— Что же такое сложное предложение? Расскажите по схеме.
(Сложное предложение — это предложение, которое состоит их двух
простых предложений, связанных межу собой по смыслу и
интонационно).
А теперь мы узнаем, только ли из двух простых предложений может состоять сложное предложение.
Прочитайте предложение. Наступила осень, зашелестела желтая листва, улетели птицы.
— Какое оно? (Сложное)
— Почему? Докажите.
— Из скольких грамматических основ состоит это предложение? (Трёх).
— Назовите первую, вторую, третью. (Осень наступила, листва зашелестела, птицы улетели).
— Какое это предложение? (Сложное).
— Почему? (Потому что это предложение состоит из трёх грамматических основ).
Вывод: Итак, сложным предложением называется предложение, которое состоит их двух или более грамматических основ, связанных по смыслу и по интонации.
IV. Подведение итогов.
— С какими предложениями мы с вами сегодня познакомились? (Со сложными).
— Что такое сложное предложение? (Это предложение, которое состоит их двух или более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно).
Тест
1. Выбери правильный ответ. Предложение не может существовать:
1) без второстепенных членов;
2) без однородных членов;
3) без грамматической основы.
2. Сколько грамматических основ в каждом предложении?
С озера улетели утки, и берега опустели. (1) (2)
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (1) (2)
На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин.(1)(2)
3. Какие из следующих утверждений верны?
1) В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.
2) Части сложного предложения связаны по смыслу, при помощи интонации и союзов.
3)Запятая ставится после союза соединяющего части сложного предложения.
4) Части сложного предложения разделяются запятой.
4. Определите вид предложения (знаки препинания не расставлены):
Дул легкий ветерок и перепадал снежок.
1) Простое
2) Простое с однородными членами
3) Сложное
5. Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены):
1) Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок»)
2) Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей»)
3) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском. («Приключения Незнайки и его друзей»)
4) Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей»)
6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Я беру лодку, и иду к реке.
2) Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
3) Я поднял глаза и увидел белку.
4) С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу.