Конспект урока на тему «Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу»

Интегрированный урок русского языка и природоведения

Тема. Сочетания жиши, ча — ща, чущу, обозначение их на письме

Цель: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова; совершенствовать навык звуко — буквенного анализа слов; учить детей анализировать и обобщать; познакомить с интересными свединиями об овощах; развивать связную речь обучающихся; воспитывать старательность и аккуратность.

Оборудование: картинки с изображением лыж, перчаток; задание на карточках для парной и индивидуальной работы; иллюстрации с изображением героев из мультфильма «Мешок яблок»: Зайца, Вороны, Ёжика, Бельчат, Зайчат, дяди Миши; видеосюжет из мультфильма «Мешок яблок»; фонограмма песни «Чунга-Чанга»,| предметные картинки: яблоко, лук, капуста, помидор, кукуруза, морковь; микрофон.




  • На какое правило это слово? (Сочетание чаща)

— Запищите это сочетание в тетради. Какое еще сочетания мы знаем? (Чу-щу)

— Запишите его.

  1. Сообщение темы урока

1. — Сегодня мы продолжаем работать над написанием сочетаний жи —

ши, чаща, чу — щу.

На урок к нам сегодня будут приходить герои мультфильма «Мешок яблок»

2. Словарный диктант.

  • И первый герой — Заяц — принес в своем мешке для вас задание. Перед вами — звуковая запись. Напишите эти слова буквами.

[ч’ащ’а], [ч’ас], [ч’улок], [зай’чата], [куфшин], [ч’ужой], [жыл], [душистый’]

— Ну, а теперь послушайте песенку, которую поет Заяц, и назовите слог на интересующие нас правила. —

3. Просмотр видеосюжета из мультфильма «Мешок яблок».

Все гостинцы хороши,

Будут рады малыши:

Ушастик, Пушистик,

Звонок, Прыгунок,

Все по лавкам скок-поскок.

  • За выполнение задания Заяц угощает нас яблоком. В нем много витаминов. Особенно железа, необходимого человеку.

И Заяц надеется, что вы будете кушать яблоки и пополнять свой организм витаминами.

  1. Работа в парах.

  • Посоветуйтесь друг с другом: почему сочетания жиши нужно писать с буквой и? (Так как звуки [ж] и [ш] и так твердые, поэтому буква «ы» будет выполнять ненужную работу.)

  • Почему сочетание чаща нужно писать с буквой а? (Так как звуки [ч’] и [щ’] и так мягкие, поэтому буква «я» будет выполнять ненужную работу.)

  • Почему сочетания чу — щу нужно писать с у? (Дети обсуждают в паре и объявляют свои версии.)

5. Игра с мячом.

  • Придумайте слова на эти орфограммы.

Учитель. Ча (бросает мяч, ученик его и называет слово с этим сочетанием) — дача…; чу — чудо…

  • Итак, Заяц очень благодарен вам, что вы объяснили правила и выполнили его задания, и кладет нам в лукошко картофель.

Картофель к нам пришел из Южной Америки. Произошло это лет 500 назад. Шел отряд испанских завоевателей по густым тропическим лесам и набрел на индейскую деревушку.

Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, чтобы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели они какие-то клубни. Они оказались очень вкусными. Новая еда им так понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок прихватили. Попробовали родственники моряков гостинцы — и начали плеваться: «Какая гадость!» А почему? Сырыми их есть вздумали! Зато когда сварили «Вкусно!»

Из Испании клубни картофеля попали в Италию, потом — во Францию, позже распространились по всему свету. Попали и к нам в страну. Наши прапрадедушки прозвали их картофелем. Не зря говорят: «Картошка — второй хлеб!»

  1. Закрепление материала

  1. Работа со скороговорками.

  2. Работа на карточках. Письмо по памяти.

  • К нам на урок прилетела героиня мультфильма Ворона — и принесла для некоторых ребят задание на карточках (учитель раздает 5—6 ученикам задания на карточках), а остальным принесла на хвосте новости из леса, которые записаны у вас на листах, разложенных на партах.

Волки рыщут, пищу ищут.

С мышами во ржи

Подружились ежи.

  • Прочитайте. Запомните. Запишите в тетради так, как запомнили.

Проверка выполнения задания.

  • Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом по парте и проверьте друг у друга запись скороговорок.

  • На какое правило эти скороговорки?

  • Как же писать сочетания жиши, ча — ща, чу — щу?

  • Нам в корзинку Ворона кладет лук.

Лук родился в Азии. Он жил и в Европе, и в Африке. Даже с древнеегипетскими царями-фараонами знакомство водил. Сами фараоны брезговали есть его из-за резкого запаха. Зато своих рабов, воинов силком заставлял есть лук. Считалось, что от этого чудо-растения люди становятся сильными, смелыми, удалыми.

В России и Украине его тоже почитали. В старину он считался лучшим лекарством от разных болезней. Да и сейчас многие не прочь полечиться луком, особенно при простудах.

  1. Работа с карточками.

(У каждого из учеников на партах — карточки с изучаемыми орфограммами.)

  • Следующая наша гостья — Коза. Она хочет с вами немного поиграть. Принесла Коза слова, я их буду называть, а вы — поднимать карточки с соответствующими орфограммами.

Ерши, ландыши, задача, чувство, пружина, щука, чулан, камыши, хижина, чугун, ошибка.

Коза принесла нам капусту.

Капуста — тоже лекарь хоть куда! Известно, что в старину капустой лечили кашель, насморк, головную боль.

А приехала капуста издалека, с берегов теплого Средиземного моря. «Капут» называли её древние римляне, что в переводе обозначает «голова» (и правда, на голову похожа!)

  1. Физкультминутка (под песню «Чунга-Чанга», 2 куплет)

Чунга-Чанга, лето круглый год,

Чунга-Чанга песенку поёт.

Чунга-Чанга — весело живет,

Чунга-Чанга — песенку поёт.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга.

Наше счастье постоянно:

Жуй кокосы, ешь бананы,

Жуй кокосы, ешь бананы,

Чунга-Чанга.

  1. Обобщение и систематизация знаний

  1. Работа в группах. Игра «Аквариум».

(Одна группа работает у доски и обсуждают задание вслух, остальные группы работают на местах.)

  • Это задание на своих иголках принес Ёжик. Кто помнит, как его назвал Заяц в мультфильме? (Колючая голова)

  • Как правильно написать его имя?

  • Соедините стрелочками слова с одинаковой орфограммой.

ч__ща ч_до

маш__на волч__ та

нож_ ч_й

ч_шка ж__знь

ч_лок ш_на

— Ёжик угощает нас помидором:

Его ещё величают «томат», что значит «большая ягода». Так прозвали его индейцы. Значит, родом он из Южной Америки из-за моря- океана сюда приехал. Вторым, более знакомым названием «помидор», его нарекли итальянцы. Увидев его, закричали: «Помидоре! Помидоре! Золотое яблоко!» В Италии, выходит, у помидора дом родной. Во Франции его назвали больным персиком, считали почему-то ядовитым. Но дурная слава о нем пришла и в Россию, куда завез его один богач. Он стал хвастаться всем: «Полюбуйтесь, мол, люди добрые, иноземной диковинкой. Глядеть — гдядите, а в рот — ни-ни, отравитесь»

После этого ещё долго помидоры росли в садах России и Украины только для красоты, как цветы. Но нашелся один человек, который попробовал их плоды и остался жив-здоров. И стал всем советовать их попробовать, — ведь помидоры вкусные и полезные.

  1. Игра «Нарядите ёлочку».

Нам Бельчата напоминают, что скоро Новый год. Предлагают немного порезвиться: как можно быстрее забраться на верхушку ёлочки и потренироваться наряжать её.





  • Молодцы! Быстро забрались на елочную верхушку, и вам в лукошко Бельчата кладут кукурузу.

По-румынски «кукуруз» — еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Но во многих странах её называют «маис». Такое имя дали этому растению индейцы острова Гаити.

Однажды Христофор Колумб и его матросы увидели на полях Америки высоченные зелёные стебли с золотистыми початками. Индейцы назвали растение «маис». Несколько мешков с кукурузным зерном привезли моряки в Испанию, но не знали, что с ним делать. А потом зерна посеяли и очень удивились, когда из каждого зёрнышка выросли высоченные стебли. Это было более 500 лет назад.

Из зёрен кукурузы выжимают масло, а из «бесполезных» кочерыжек производят и мыло, и пластмассу, и даже чудодейственное лекарство-пенициллин.

  1. Работа над предложениями. Игра «Исправьте ошибки».

  • Зайчата обращаются к вам за помощью. Проверьте правильно ли написаны предложения. (Предложения написаны на доске.)

Малыши ходили в рощю. Там озеро. У берега качялись камышы. Над водой летали чяйки и стрижы. Ребята рвали щявель.

— Зайчата угощают нас морковкой. Морковка богата витаминами. Она способна восстановить зрение. Поэтому кушайте побольше моркови!

  1. Списывание. Работа по учебнику (С. 56).

— Ну, а а дядя Миша хочет дать вам полезные советы. Прочитайте.

Ешь молча.

Чаще проветривай класс.

Дыши глубоко и ровно.

Всегда помогай товарищам.

Будь чутким и внимательным к людям.

Активно участвуй в жизни класса.

1-й ряд— записывает советы с сочетаниями жиши, 2-й ряд — с сочетание ми ча — ща, 3-й ряд — чу — щу.

  • Нам в корзинку дядя Миша кладет свеклу.

Свекла «снижает кровяное давление, очень полезна для обновления крови.

VII. Итог урока

  • Какие правила повторяли?

  • Как пишутся сочетания жиши, ча — ща, чущу, ?

  • Приведите примеры.

  • Назовете гостей, которые приходили к нам сегодня на урок. Вспомните, какие орфограммы встречаются в их именах.

VIII. Домашнее задание

  • Расшифруйте слова, которые зашифрованы в упражнении 147 (С. 57).

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре "Умножение одночлена на многочлен" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: