Тема: «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Цели:
Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу;
Закреплять знания о многозначности слов.
Развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.
Оборудование:
демонстрационная карточка со словарным словом ученик (с выделенной орфограммой);
карточка с написанной пословицей “Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”; карточки с буквами ж, ш, ч, щ, а, и, у;
демонстрационные рисунки сказочных героев-поросят Нафа, Нифа, Нуфа и их домика; мягкие игрушки-буквы ж, ш, ч, щ;
пять конвертов для заданий;
учебник: Букварь, Вашуленко, 2012
Ход урока
I. Организационный момент.
У. Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И, А, У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями планирующими нашу работу на уроке.
Доска оформлена:
Ж, Ш, Ч, Щ
И, А, У
5. Я Знайка
4. Я тренируюсь
3. Я пробую
2. Я готов
1. Я справлюсь
II. Сообщение темы урока.
У. Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока. (В руках учителя мягкие игрушки букв Ж, Ш, Ч, Щ.)
А) У. –Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Д. – Это буква Ч.
Б) У.– Играющий щенок,
Кверху лапками он лег.
Д.– Это буква Щ.
В) У. – Это- Ж ,
А эта-К,
Целый жук
И полжука.
Д.— Буква Ж..
Г) У.- Ах, табуретка хороша!
Перевернул-
И буква Ш!
У.— Вот эти буквы показывают тему нашего урока: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма.
Момент чистописания.
а) У.- Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите:
Чем или кем вы представляете свою ручку?
Д. – Легким перышком птицы.
— Порхающей бабочкой в моей руке.
— Капелькой росы в моей ладошке.
б) Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.
в) Учитель на доске показывает образец написания сочетаний жш, чщ.
У.— Правильно взяли ручки, чтобы росинка не скатилась и красиво пишем в тетради прописные слияния букв ж-ш, ч-щ.
г) Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.
III. Работа над новым материалом
1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (с выделением звуков)
У. – Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж, Ш, Ч, Щ.
У.- Какие это буквы?
Д.— Согласные, шипящие.
Задания на устное упражнение в распознавании звуков.
У.- В конверте дана карточка со словами, с которыми нам хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово, а вам нужно поднять руку, если услышите в слове шипящий звук.
(Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)
Дети, выполняя условия игры (поднятие руки на шипящий звук), упражняются в распознавании звуков.
У.- Вы уверенно справились с этим заданием. Вот уже стоите на первой ступеньке
А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?
2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывести правила)
Из конверта достается и вывешивается на доску карточка со скороговоркой.
“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.
У.- а) Прочитайте скороговорку про себя.
б) Прочитайте хором вслух.
в) Кто быстрее прочитает?
г) Заменяя слова, но, не меняя смысла, произнесите:
– с удивлением.
Д. –Почему щеки в чернилах?
– с осуждением.
Д.- Какой неаккуратный ученик.
У. –А вы, ребята, когда видите такого ученика постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.
– а сейчас произнесите с восторгом.
Д.- Какой усердный ученик!
У. –А вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все уже запомнили эту скороговорку и сможете её по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове “ученик”.
Дети записывают скороговорку в тетрадь по памяти.
У.— А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.
“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.
У.- А что ещё мы можем сказать о буквах Ч, Щ?
Д.— Они всегда мягкие.
У.— А буквы Ж, Ш?
Д.- Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.
У.— А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?
(Дети говорят правило.)
“Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий.
У.— Я сегодня раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж, Ш — были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И.
А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А.Сейчас же буквы Ж, Ш –всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. И после букв Ч, Щ – пишутся А, У; посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Сделаем вывод. Прочитаем правила в учебнике.
а) С. 47. ЖИ и ШИ пиши с буквой И.
б) С. 52. ЧА и ЩА пиши с буквой А.
в) С. 55. ЧУ и ЩУ пиши с буквой У.
3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ
Задание из следующего 3 конверта поможет подняться на ступеньку выше.
1) У.- Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый.
Д.- Ёжик.
У.— Выделите слова на новое правило.
Д.- Пушистый, ершистый.
Дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ отгадку и найденные на слух слова
не пушистый, ершистый, ёжик.
2) У.— К словам КРИЧАТЬ и ГРУСТЬ – подобрать близкие по значению слова – синонимы и записать их, выделяя ЧА, ЩА.
Д.- ВЕРЕЩАТЬ и ПЕЧАЛЬ.
3) У.- МИНУС – ПЛЮС, ОГОНЬ – ВОДА,
ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Подберите противоположные слова к словам РАДУЮСЬ, УЖАСНЫЙ и запишите их выделяя ЧУ-ЩУ.
Д.– ГРУЩУ, ЧУДЕСНЫЙ.
4) Дети ещё раз проговаривают правила написания сочетаний.
4-я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ
У.- А сейчас конверт с четвертой ступеньки даёт задания по учебнику.
1) Выполните самостоятельно и правильно задания с.49 упр. 115.
Прочитать, составить сочетания слов, вставить пропущенные буквы, записать.
ЛАНДЫШ… | |
ДУШ…СТЫЕ | ГУСЬ |
Ж…РНЫЙ | ЁЖ ..К |
Д.– Колючий ёжик, душистые ландыши, жирный гусь
2) У.- Второе задание учебника на с. 54, упр. 131
Прочитать цепочкой, выбрать слова с сочетаниями ЧА-ЩА., записать.
Д.— Внучата, часто, навещают, угощает, душистым, чаем.
У.— А как вы помогаете своим бабушкам?
— Какие слова говорят они вам?
Дети коротко сообщают о своей помощи и заботе, вспоминают похвалу бабушки.
3) У.- Третье задание учебника на с. 56, упр. 135
Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть ЧУ-ЩУ.
Яша решал зада… .
Рыбак поймал щ…ку.
5. СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).
У.- Выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверно уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я буду открывать окна, а вы проговариваете правила.
А кто же хозяева этого домика? А чтобы открыть дверь и познакомиться с ними, вам надо выполнить последнее задание из конверта с самой верхней ступеньки. Вы уже всё знаете, умеете и я уверена, что вы все справитесь с тестом на доске.
1) Спишите с доски в тетрадь слова исправляя ошибки если они есть.
На доске слова:
пружына, чюдо, шина, чайник, рощя, щука.
2) Вы теперь все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища. Проверьте выполнение задания вашим соседом по парте. Исправьте ошибки, если найдёте и похвалите друга за хорошо выполненное задание (идет взаимопроверка).
IV. Итог урока
Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А, У в кармашках костюмов.
У.- Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?
Д.- Три поросенка.
У.— У одного из них буква И, как его зовут?
Д.- Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ)
У.- Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А, какое у него правило?
Д.— Наф. (Проговаривают правило на написание сочетаний ЧА-ЩА)
У.- Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое?
Д.— Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ)
У.— Он хвалит вас за старание!
Но прощаться настала пора…
Учебник закрыть нам пора…
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен