Конспект урока на тему «Соединительные гласные O-Е в сложных словах»

Тема «Соединительные гласные O-Е в сложных словах»

Цели:

1.Предметные

-научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах

-повторить основные способы образования слов;

-познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;

— развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.

2. Метапредметные

— формировать умение находить информацию в тексте

— учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов

— учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

3. Личностные

— строить отношения с людьми

— воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык. 

Ход урока

1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

-Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами». -Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

-Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

-Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

Исходное слово

Приставка

суффикс

Ехать

Раз-

-ся

Закон

У-

Пара

На-

-ник

Грызть

О

-ок

Граница

По-

-ник

Тайна

В-

Река

За-

2.Постановка цели урока:

Работа с таблицей:

— Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока. ) Что должны знать? (Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е)

2) Что должны уметь? (Уметь правильно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах)




Хлебороб

Пулемет

Свежемороженый

Атомоход

Овощехранилище

кашевар

Новостройка


пешеход

Кубометр


птицелов

(Учитель обобщает ответы детей)

3. Объяснение новой темы

-В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

-С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

-Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе «Богатый и могучий русский язык!»

-Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

-Дополните таблицу своими примерами.

Вывод: Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш, -ц, после которых пишется соединительная гласная –е.

После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная –е.

4.Тренировочные упражнения

Творческий диктант

-Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Помогать взаимно (взаимопомощь)

Любить труд (трудолюбие)

Люди одной фамилии (однофамильцы)

Тот, кто ходит пешком (пешеход)

Тот, кто варит сталь (сталевар)

Заготовка леса (лесозаготовка)

Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

Лечение грязями (грязелечение)

Жук, который ест кору (короед)

Тот, который плавает в море (мореплаватель)

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.

6.«Отгадай загадку»

-Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль , и сор (пылесос).

4. У меня который год ежик в комнате живет.

Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).



7. «Найди себе пару»

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача — найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной.

(В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

Вода





О

Е

Падать

Гром

Отводить

Земля

Мерить

Корабль

Крушение

Край

Ведать

Лед

Колоть

Лес

Рубить

Нефть

Провод

Огонь

Тушить

Пешком

Ходить

Птица

Ферма

Рыба

Ловить



8 .Изобразительные возможности словообразования

— Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Написание слов типа орёл и Орёл"

Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

Кто бы мог еще тягаться

С этой зеленью лесной?

Лето все свои богатства

Рассыпает предо мной.

По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей Земли.

Никогда нам не наскучит,

никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест.

Молодых берез соседство,

Одиноких вязов грусть

Принимаю прямо к сердцу,

Что-то выронить боюсь.

Мята, кашка, медуница

Здесь теснятся на лугу.

Вот уж нам пора расстаться,

Да никак я не могу.

Став старее, что ни год я,

Ощущаю все сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.

-Выпишите из текста сложные слова. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.?

9.Рефлексия

— С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

-Отчего зависит выбор соединительной гласной?

7. Объяснение домашнего задания

-Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: