Конспект урока обучение грамоте
Учитель начальных классов
Зинина Лилия Владимировна
МБОУ СОШ №5 город Ноябрьск ЯНАО
Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.
Метапредметные (МПР): регулятивные: — понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: — находить в тексте ответы на вопросы;
— определять основную мысль текста;
— классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные: — составлять рассказы о профессиях;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— выполнять правила работы в паре.
Предметные: — выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;
— определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
— учить звуковому и сравнительному анализу слов;
— способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
— продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
— развивать фонематическую и устную речь;
— воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
— воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
— воспитывать культуру поведения на уроке;
— воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки.
Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Деятельность педагога | Деятельность ученика | ||
1. Организационный момент | |||
ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; МПР самоконтроль; самооценка; ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности. | 1. Включить детей в деятельность. 2. Организовать самооценку предстоящей деятельности 3. Воспитывать культуру поведения на уроке. | 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. — Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. — Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться. 3. Создание эмоционального настроя урока. — Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. 4. Мотивация учебной деятельности. — Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий, для этого нужно выполнить определенные задания. |
Выполняют самооценку готовности: -выбор учебных принадлежностей -аккуратность их расположения на столе;
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. |
2. Актуализация знаний | |||
ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать все изученные буквы. ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.
| 1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока. 2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. 3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
| Учитель предъявляет задания. 1. Работа по «ленте букв»: — Для чего на уроке мы используем «ленту букв»? — Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка. — На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных. — На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных. — Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь; — Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук. — Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы. 2. Работа по слоговой таблице. Предъявляется слоговая таблица. — Для чего мы используем слоговую таблицу? Учитель предъявляет задания: Задание для детей, испытывающих трудности при обучении слоговому чтению: Чем различаются слоги каждого столбика (строки)? Прочитайте их. Прочитайте, ориентируйтесь на согласную букву. — Составьте слова, в которых два (три) слога. 3. Игровое упражнение «Угадай букву» — Определите на ощупь буквы. Учитель предъявляет буквы: И, Л, А, С. — Составьте из этих букв слова. В словах могут использоваться только эти буквы. — Мы повторили буквы, признаки гласных и согласных звуков. | Ученики слушают задания, отвечают на вопросы — Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки. — Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные. Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.
— Это звук [к].
— Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного. Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы. Ученики фиксируют внимание на слоговой таблице. — Чтение слогов поможет научиться слоговому чтению. Слушают задания. Читают слоги по заданию учителя. — Слоги различаются согласными буквами. Читают слоги с опорой на гласный. Слоги различаются гласными буквами. Читают слоги. Дети называют слова, подсчитывают количество слогов в слове. Задание предъявляется детям, которые испытывают трудности запоминания букв русского алфавита. Ученики выходят к доске, на ощупь с закрытыми глазами определяет буквы: И, Л, А, С; составляют слова, проверяют данные буквы. |
3. Постановка учебной задачи | |||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию. МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя. ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предме-тном содержании и способах его применения. | 1. Определить тему и цель урока. 2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. | Учитель предъявляет задание: — Отгадайте загадки: (приложение 2) — Какая буква пропущена в слове * ИЛА? * ЛОТНИК? — Без какой буквы нельзя написать эти слова? Учитель предъявляет задание с опорой на содержание страницы учебника: — Определите тему урока. Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока. — Определить цель урока. Опишите, чему вы будете учиться при изучении новой буквы.
— Мы определили тему и цель работы на уроке. | Ученики слушают задание. Отгадывают загадки. — Пропущена первая буква. Это буква П. Это пила. Это плотник. — Для того чтобы написать эти слова, нужна буква п. Ученики слушают задание, отвечают на вопросы. Называют тему, читают название темы по учебнику. — Мы будем выделять новые звуки, классифицировать звуки, познакомимся с тем, как пишется буква, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой. |
4. Решение учебной задачи | |||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия. МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. ПР: выделять новые звуки из слов, характери-зовать их, сравни-вать, обозначать буквой; определять место новой буквы на «ленте букв». | 1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. 2. Решать проблему с помощью выбранного метода. | Учитель предъявляет задания: Логическое упражнение «Найди лишнее». Предъявляются рисунки: стол, рубанок, молоток, пила, клещи, топор. — Какой предмет лишний? Назовите предметы одним словом? — Найдите предмет, слоговая модель которого соответствует данной модели. Выделение, характеристика звука [п,] на основе слоговой модели слова «пила». — Кто работает этими инструментами? Выделение, характеристика звука [п] на основе слоговой модели слова «плотник». — Сравните звуки. К какой группе согласных звуков отнесете звуки [п] и [п,]? Дайте характеристику [п] и [п,], определите место на ленте букв. 5. Обозначение звуков буквой. — Какой буквой обозначим звуки [п] и [п,]? На что похожа буква П? |
Дети рассматривают предметные рисунки, выбирают лишний предмет, обосновывают свой выбор, называют предметы одним словом.
Выделяют звуков [п] и [п,] из слов пила и плотник, дают характеристику звуков. Дают определение понятию плотник.
Сравнивают звуки с опорой на алгоритм учебника. Дают характеристику, определяют место на ленте букв.
Называют букву. Предлагают свои ответы на вопрос. |
5. Первичное закрепление. | |||
ЛР: проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду через знание и понимание значения профессий для общества. МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; составлять рассказы о профессиях; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре. ПР: читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух. | Решать типовые задания. Закреплять способ их решения.
| Работа с текстами и иллюстрациями Азбуки: Чтение слогов (с. 79) Задания: прочитайте слоги; дополните данные слоги до слов, (до слов, которые обозначают название профессий). Чтение слов (с. 79) Задания: прочитайте слова; прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? капитан? Каким словом можно заменить слово пилот? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию? — Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой? !________ что делает? чем?. (что?). — Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика. Чтение пословиц (с. 79) Задания: Прочитайте и объясните пословицы. Назовите тему пословиц. Прочитайте пословицы о плотнике. Что из этих пословиц вы узнали об отношении к труду плотника? Как вы думаете, почему раньше ценился хороший плотник? Так какой работник высоко ценится у людей? Работа по сюжетной картинке (с. 79) Задания: Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша? Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители? Работа с текстом (с. 83). Задания: Прочитайте текст друг другу. Следите, чтобы не было ошибок, останавливайтесь на точках, обсудите вопросы к тексту, найдите ответы на вопросы в тексте. Фронтальная проверка работы. Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа (повторяются критерии оценки); оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы (3-4 – отлично, 2 – хорошо, 1 – плохо). Работа по сюжетной картинке (с.78): Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I? — Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость. — Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает). — Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей. | Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника. Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. — Пекарь, пасечник, пилот, повар.
— Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар? — Тема пословиц – пословицы о труде. — Из пословиц мы узнали, что ценится хороший плотник; он многое умеет делать; инструмент плотника – топор; когда хороший плотник работал, ему было жарко. Он помогал чинить серпы, плуги, строил дома. Ценится тот работник, который хорошо работает, многое умеет. — Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.
Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.
Работа в паре.
Дети читают текст, отвечают на вопросы к тексту. Оценка выставляется в виде смайлика: плохо, хорошо, отлично.
Ученики рассматривают сюжетную картинку. Отвечают на вопросы учителя. Ученики слушают стихотворение А.С. Пушкина, рассматривают фотографии с изображением Санкт-Петербурга. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | |||
ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР: ко-нтролировать дей-ствия в процессе выполнения зада-ния; ПР: читать слоги, слова, текст вслух. | 1. Самостоя-тельно решать типовые задачи. 2. Уметь прове-рить результат работы. 3. Почувство-вать себя успе-шным. | Учитель предъявляет карточки с индивидуальными заданиями. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Учитель организует самопроверку работы учащимися на основе презентации.
| Самостоятельная работа ученика.
Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации. |
7. Подведение итога урока. | |||
ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы. МПР: оценивать свои достижения. | 1. Рефлексия деятельности на уроке. 2. Самооценка собственной деятельности. | — Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий — печальный; было трудно работать – грустный. | Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке. Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик. |