Урок 138
Спряжение глаголов в сложном будущем времени.
Окончания глаголов I и II спряжения
Освоение нового материала | |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с особенностью спряжения глаголов в сложном будущем времени и личными окончаниями глаголов I и II спряжения; совершенствовать умение спрягать глаголы в сложном будущем времени; способствовать развитию навыка определять время, число, спряжение глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с особенностью спряжения глаголов в сложном будущем времени; с личными окончаниями глаголов |
Метапредметные УУД | Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России |
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний.
| Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
| Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте глаголы. Открою, закричит, напишешь, заснем, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет. -Чем похожи все глаголы? (стоят в будущем времени) -По каким признакам их можно разделить на группы? (по лицам и числам) Запишите глаголы по группам. -Сколько получилось групп? (шесть) -Одинаковые или разные окончания имеют глаголы одной группы? (разные) -От чего это зависит? (от спряжения глаголов) -Сформулируйте задачи урока. (познакомиться с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения в будущем времени, научиться спрягать глаголы в будущем времени, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.) | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством – Сегодня на уроке мы научимся различать личные окончания глаголов I и II спряжения | Принимать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражнение 184) | Организует работу по теме урока. Объясняет – Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов | Выводят языковые закономерности, лежащие Делают вывод: если форма будущего времени состоит из двух глаголов, то при спряжении изменяются только личные окончания глагола «быть» | Осуществлять анализ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. Графический диктант. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. Проводит графический диктант. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате- | Осознанно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Если вы согласны с высказыванием, то ставите знак «+»; если не согласны, то знак «–». 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. В предложении глагол является подлежащим. 3. Глагол совершенного вида отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделает?». 4. Глаголы спрягаются. 5. Спряжение глаголов – это изменение глагола по падежам. 6. Глаголы не употребляются с предлогами. 7. Глагол имеет начальную и личные формы. | Выполняют графический диктант. Ключ:
| в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и при-ходить к общему мнению при работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражнение 185). | – Прочитайте загадку. Отгадайте ее. – Найдите глаголы. В чем их сходство и различие (время, число, лицо, спряжение)? – Скажите, по каким признакам вы определили спряжение глаголов в загадке? – Напишите загадку по памяти. Проверьте себя. – Подчеркните глагол с такими признаками: | Записывают загадку. То назад, то вперед Ходит (наст. вр., 3-е л., ед. ч., II cпр.), бродит (наст. вр., 3-е л., ед.ч., II cпр.) пароход. Остановишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч., II cпр.) – горе! Продырявит (буд. вр., 3-е л., ед. ч., II cпр.) море! (Утюг.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражнение 186) | – Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы в форме настоящего или будущего времени во 2-м и 3-м лице единственного числа. Запишите. – Укажите спряжение над глаголами 2-го лица. – Легко ли вам было написать личные окончания глаголов? Почему? | Записывают глаголы. Стучать – стучишь (II спр.), стучит; петь – Шепнуть – шепнешь (I спр.), шепнет; сгореть – сгоришь (II спр.), сгорит; помолчать – помолчишь (II спр.), помолчит; уснуть – уснешь (I спр.), уснет. Делают вывод: личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Глаголы в зависимости от окончаний можно Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей – Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Составляют схему на доске.
| Строить по-нятные для | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражнение 188). | – Прочитайте. Какие глаголы пропущены? – Спишите, вставляя пропущенные буквы и глаголы в нужной форме (в форме 3-го лица настоящего времени). – Выделите личные окончания глаголов. Над глаголами укажите спряжение. – Какие сравнения использует автор в тексте? Объясните, как вы поняли значение последнего предложения? | Списывают, вставляя пропущенные буквы и глаголы в нужной форме (в форме 3-го лица настоящего времени). Выделяют личные окончания глаголов. Над глаголами указывают спряжение. По (I спр.), плет (I спр.), леж Выполняют морфологический разбор слова. Сеть – сущ., что?, нач. ф. – сеть, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 3-е скл., ед. ч., В. п., | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Над какой темой работали? – Что особенно заинтересовало вас во время – Что нового узнали на уроке? – На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? – Какие глаголы относятся к I и II спряжению? – Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен, полезен? Что повторили? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить задание 115 в рабочей тетради, упражнение 187 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
Работа над словами с непроверяемым написанием
Назад – 1. В направлении, обратном первоначальному движению; в противоположную сторону (противоп.: вперед). 2. По направлению к задней, тыловой стороне чего-либо (противоп.: вперед). 3. Обратно. 4. Раньше, прежде (после слов, обозначающих срок, время).
– Подберите антонимы к слову «назад».
Вперёд – 1. В направлении перед собой, по направлению поступательного движения (противоп.: назад). 2. перен. В направлении развития, совершенствования чего-либо.
– Подберите антонимы к слову «вперед».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, антонимы к словарным словам. Составляют предложения.
Однокоренные слова: впереди, передний; позади, задний.
Антонимы: назад – вперед.
Предложения:
Подвиньтесь немного назад.
Перевести часы назад на пять минут.
Выходите вперед.