Тема: Употребление глаголов в речи
Цель: 1.Повторение и углубление знаний о глаголе , его грамматических
признаках, употребление в речи.
2.развивать умения находить глаголы в тексте, формировать навык
распознания и грамотного употребления их в речи, способности
анализа материала, логического мышления , памяти, воображения.
3.Способствовать формированию личностных качеств учащихся,
интереса к предмету,уверенности в своих силах, желания добиваться бо больших результатов, воспитать в учащихся чувство патриотизма,
бережное отношение к природе, к окружающей среде, к культуре.
Тип урока: урок – повторение
Метод урока: словесный , практический, творческий
Наглядность: опорная схема, таблицы, карточки
Ход урока
1.Орг.момент
2.Психологический настрой
— Я вижу у вас хорошее настроение! И это замечательно! Давайте мы своим теплом , своей добротой и любовью наполним сердца наших гостей.
3. Начинаю работу с чтения предложения, записанного на доске:
— Даже в тихие летние вечера горная речка шныряет, журчит, бормочет,
Вертится, напевает, разговаривает сама собой, пришептывает и несет по каменистому дну прозрачную воду.
-Слова какой части речи помогают нам представить образ наши реки?
Ученики выделяют глаголы шныряют,журчит, бормочет, вертится, напевает, разговаривает,пришептывает, несет.
-Что вы можете сказать о глаголе?
Обращаю внимание на высказывания о глаголе:
«Глагол – самая гибкая , емкая по смыслу часть речи»
В.В.Виноградов
«Многозначные слова наиболее часто встречаются среди глаголов. Глаголы –
это такие слова, которые дают движение всей фразе»
Л.Н.Толстой
— Цель нашего сегодняшнего урока – повторить материал по теме «Глагол»
Девиз нашего урока: «Закрепляем то, что знаем , вспоминаем , что забыли»
4.Актуализация знаний
Предлагаю вспоминать все, что вы знаете о глаголе.Отвечая на мои вопросы,заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны – «о»
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы чтоделать? Что сделать?
2. Начальная форма глагола указывает на время и число.
3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать? И указывают на завершенность действия, на его конец и результат.
4. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
5. Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное.
6. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
7. Глаголы в повелительном наклонении выражает пожелание, просьбу, совет или приказ.
8. В русском языке есть две формы прошедшего времени.
9. Глаголы, которые обозначают действия , происходящие сами по себе, без действующего лица называется безличными
10. Не с глаголами всегда пишется слитно.
— Обменяйтсь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Х | О | О | Х | О | Х | Х | О | Х | О |
5. Лингвистический эксперимент
Вставьте в текст глаголы в настоящем времени, определите их спряжение.
Цветет ива. Вокруг нее …….. шмели, …….. бабочки, ………. бестолковые мухи.
Перелетные птицы ……… на родину, к своим гнездам. Позже других иволги ………… самые яркие и пестрые птицы. Зимородок ………. из Египта, а иволги……..
из Южной Африки.
Для справок : летать, прилетать, торопиться , направляться, порхать , суетиться,виться, возвращаться .
6.Кто быстрее , кто правильнее?
Морфологический разбор глаголов.
В избе живут дед с внуком.Идут – едут люди – заворачивают к колодцу.
Пьют воду, благодарят деда. Проезжий посмотрел в колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
7.Синтаксический разбор предложений
Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке.Солнце уже закатилось.
Река.Вода кажется совсем теплой.Хочется выкупаться , но меня пугает вечерняя
прохлада.
8.Заполнить таблицу.
Распределите их в зависимости от суффикса.
-я(ть) | -ова(ть) -ева(ть) | -ыва(ть) -ива(ть) | |
|
|
|
|
Ненавижу,терплю,перечитываю, пересказываю, жертвую,затею,выздоровею,
сею, выглядит, испытываю, веет, танцую, отваривает, высказываю, усиливает, сканирую, перепечатаю.
9. Работа с текстом «Неудачный поход»
Выпмшите глаголы.Выделите в них корень, суффикс, окончание. Определите вид и время выписанных слов.Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.
10.Тестовые задания.
11.Вывод.
Глагол
1.Часть речи.
2.Отвечает на вопросы:Что делать? Что сделать?
3.Обозначает действие предмета.
Играть, стоять,говорить,писать,улыбаться, читать
4.Могут стоять в неопределенной форме.
5. Виды
Совершенный Несовершенный
(что сделать?) (что делать?)
6. Наклонения
Изъявительное Сослагательное Повелительное
7. Время
Прошедшее Настоящее Будущее
8. Спряжение
I спряжение II спряжение
-у(-ю), ешь,- ет -у(-ю), -ишь, -ит
-ем,-ете,-ут(-ют) -им,-ите,-ат(ят)
9.В предложении является сказуемым
12.Домашнее задание
Упражнение 185.стр.132.
Упражнение 186.стр.133.
13.Итоги урока .Комментирование оценок.