Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но
Задачи:
наблюдать и делать выводы о роли союзов и, а, но в сложном предложении;
развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений;
конструировать предложения, обозначать схемами;
воспитывать интерес и любовь к родному языку;
Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.
Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.
Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ход урока | |
Мотивация к деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие «Я желаю тебе сегодня добра»: Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу! — Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах.
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности | -Прочитайте предложение. -Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением? Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром. Слайд 2 (Обозначить орфограммы, произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему и др.) — Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор. Откройте тетради, запишите число, вид работы — Влад пройдёт к доске и составит схему. |
III Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности
| — Кто желает озвучить? — Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему? — Какое это предложение? — С помощью чего мы соединили части сложного предложения? — Какова роль союзов в предложении? А чего мы с вами ещё не знаем, чтобы не допускать ошибок? Значит, какова тема урока, попытайтесь определить. Посмотрите на схему, согласны? Слайд 3 А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему. Слайд 4 Так, кто сформулирует тему урока более точно? Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но Слайд 4 Постановка целей Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? — На какой вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока? (Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?) Слайд 5 |
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. |
1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Заготовка у вас на столах Слайд 6 Защита проекта – схемы. Слайд 7, 8, 9 Вывод: Слайд 10
1.Нахожу и подчёркиваю……… 7. Проверяю……..
|
V. Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД)
| Мы с вами сделали открытие, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться) Определите, к какому типу относятся предложения. В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания. 1 группа: Слайд 15 Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал. Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту. 2 группа: Слайд 16 Часовой дошёл до угла и повернул обратно. В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы. 3 группа: Слайд 17 Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась. Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой.
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальнейшей работы? (проверить знания, полученные на уроке) — Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим. Графический диктант – Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными «–». 1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( — ) 2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + ) 3) Это схема простого предложения с однородными членами: [ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. ( — ) 4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( — ) 5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( + ) Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше? Самопроверка Внимание на слайд. Слайд 18 – Проверьте по эталону: — + — — + – Кто допустил ошибки? В чём причина? — Кто справился без ошибок?
|
VII. Домашнее задание.
| с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18 (задание по уровням, уровни, расписаны на карточке) (Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя) Задание первого уровня Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Задание второго уровня Списать 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений. Задание третьего уровня Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы. 1. [ ______ ______ ] и [ ______ _____ ]. 2. [ ______ _______ и ] . 3. [ ____ _____ ] , [ ____ ____ ] , [___ ___ ]. |
VIII. Итог урока.
| — Вспомните, какие цели перед собой мы ставили в начале урока? Слайд 19 — Достигли мы их или нет? — Что самого важного для себя вы поняли на уроке? — На каком этапе вам было легко? — В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? — У кого есть вопросы? — Спасибо за сотрудничество! Слайд 20
|