Конспект урока по обучению грамоте. УМК «Начальная школа 21 век»
Тема: Знакомство с буквой М.м
Цель:
познакомить с буквой М.м;
учить выполнять звукобуквенный анализ слов,
плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
развивать фонематический слух.
1.Орг. момент (организация рабочего места)
Ребята, к какому уроку мы приготовились? (обучение грамоте).
А какие предметы нам понадобятся? (Дети перечисляют предметы, находящиеся на столе: «Букварь», тетрадочка для печатания, зеркало, звуковые домики, предметы для письма).
Рефлексия. Учитель показывает смайлики – настроение.
2.Речевая гимнастика- скороговорка:
Шла мартышка в гости к мышке.
Что несла она под мышкой?
Может, плюшевого мишку?
Букву М в нарядной книжке.
3.Повторение пройденного материала.
Сегодня мы переходим с вами в новую тему. И будем говорить о новых звуках нашего языка.
Но, сначала, вспомним с какими звуками и буквами их обозначающими мы познакомились.
С какими звуками мы уже познакомились? (гласные).
Вспомните, почему мы их называем гласными? ( Произносятся без преград, можно долго пропеть)
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10) Перечислите их (на доске учитель выставляет карточки с буквами гласных звуков).
о | ы | у | и | е | ё | э | ю | я |
— Какие звуки называются йотированными? (которые при произношении дают два звука в начале слова, после гласного)
ёлка [й′олка]
ель [й′эл′]
юла[й′ула]
Давайте, каждой букве гласного звука подберём нужную карточку:
о | ы | у | и | е | ё | э | ю | я | |
[а] | [о] | [ы] | [у] | [и] | [й′][э] | [й′][о] | [э] | [й′][у] | [й′][а] |
Молодцы! Я думаю, что настало время на отдохнуть.
4.Физ.минутка.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
5.Актуализация знаний. Введение в тему.
Ребята, что вы видите на доске? (буквы). Верно, буквы мы видим и пишем. ( р, а, ж, д,у,б,а)
Давайте попробуем собрать слово из букв. А потом произнесём полученное слово?( р, а, ж, д,у,б,а) – назовите известные нам звуки (а, у). А кто знает как будут произносится звуки остальные? (ответы детей)
Да, действительно, звуки, которые произносятся с преградой называются согласными.
Р, ж, д, б (в зеркало) а, у ( всё в зеркало)
Попробуем определить тему нашего урока. С чем сегодня будем работать? ( С согласными звуками).
Какой вывод можем сделать?
Вывод: согласные звуки произносятся с преградами (язык, небо, зубы)
5.Работа с букварём стр.62
Первый звук [ М] буква Эм (имя буквы))
Ребята, как вы думаете, какие имена можно дать детям с помощью нашего звука [М]
Миша и Маша – это имена собственные, будут писаться с большой буквы.
— Что можно сказать про первый звук? (разный – мягкий и твёрдый) Показателями твёрдости и мягкости согласных служат гласные звуки.
Ми[М′и] Ма [Ма]
6.Печать буквы м в тетрадях (синим и зелёным карандашом)
М м М м М м М м
Ребята, как вы думаете, почему я вам предложила взять два этих цвета? (звук [М] [М′] , может быть мягким и твердым)
А кто его смягчает или делает твёрдым? (гласные звуки, стоящие рядом)
Загадка для модели слова:
Без рук, без ног,
|
Повторение. Составляем предложение со словом мыло.
Мама купила новое мыло (чертим схему 4 слова, первое с большой буквы).
7.Пальчиковая гимнастика.
8.Чтение слогов стр.62 (хоровое и индивидуальное)
Правила при чтении:
сидим очень тихо
водим пальчиком
следим за тем, кто читает.
6.Букварь стр.62 Чтение стихотворения Г.Вееру
Букварь стр.63
Составление словосочетаний с местоимениями моя, моё, мой, мои. Чтение слов и предложений.
Задания:
1) назвать каждый предмет, нарисованный на странице учебника (ведро, брюки, рубашка, платье, кубики, велосипед);
2) прочитать слова, написанные под картинками; назвать предметы, к которым подходит слово моя (моё, мой, мои);
3) вспомнить и назвать другие предметы, к которым подходят слова: моя, моё, мой, мои;
7.Вывод.
О каких звуках сегодня начали говорить? (о согласных)
Как произносятся согласные звуки? (с преградой)
С какой буквой познакомились (эм)
Какой звук она обозначает? [ м] [ м’]
Отчего зависит мягкость согласного и твёрдость ? (от того какой гласный находится рядом, по соседству)
Рефлексия.
Кому было сложно? Кто легко работал на уроке?
Д.з стр.62 (слоги ) -63.(читать- для читающих ребят)