Тема: «Знакомство с буквой Оо»
Цель: Познакомить учащихся со звуком [о] и буквой о, которая его обозначает.
Задачи:
Образовательная: учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов;
Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать психические процессы учащихся: память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся доверительные отношения, культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные: определить какие модели языковых единиц учащимся уже известны, а какие еще нет.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные: работа в парах.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
— К какому уроку вы подготовились? (обучение грамоте) Давайте проверим, как вы это сделали, а поможет нам в этом … (букварь, тетрадь для печатания, пенал, модели звуков) и хорошее настроение!
2. Активизация знаний
Игра «Ножки – ладошки»
— Вам буду говорить утверждения, если вы согласны – хлопайте, а если нет – топайте.
1. Буквы мы пишем и видим. +
2. Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. +
3. При произношении гласного звука встречается преграда. –
4. Звуки мы пишем. –
5. Звук при письме обозначаем буквой. +
6. Гласные бывают твердые и мягкие. –
7. При произнесении согласного звука встречается преграда. +
3. Введение в тему
Игра «Доскажи словечко»
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (огурцы)
Осел лениво в гору брел,
А над ним парил … (орел)
— Кто объяснит, что значит «парил»? (держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях)
3. Шубу теплую в колечках
Носит тихая … (овечка)
4. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и 8 ног,
Вот и весь я — … (осьминог)
5. Апельсины и бананы
Очень любят … (обезьяны)
6. Стройный, быстрый, рога ветвисты,
Пасется весь день. Кто же это? … (олень)
— Что общего во всех словах отгадках? (буква о)
4. Постановка темы урока
— Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук о) иллюстрация
— Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает.
— На что похожа буква О?
«О знакома нам давно,
О как в дереве дупло.
Буква О, буква О –
Круг, баранка, колесо» слайд
— Возьмите зеркальце и произнесите звук О. Что вы можете рассказать о положении губ? (похожи на букву о)
— Дайте характеристику звука (гласный) Докажите…
— Если звук гласный, то фишкой какого цветы мы будем его обозначать? (красной) фишка
— А какие слова вы знаете с этим звуком?
5. Физминутка
6. Работа в тетради для печатания
«Я тетрадочку открою …» + «Пальчиковая гимнастика»
— В тетради для печатания, какую букву мы будем печатать? (печатную)
— А кто заметил, чем печатная отличается от письменной? (нет наклона)
— Пропишите со мной в воздухе букву.
— Пропечатайте 5 заглавных букв О.
— В каких случаях мы будем использовать заглавную букву?
— Найдите отличие между заглавной и маленькой буквой. (размер)
— Пропечатайте 5 маленьких букв.
Поиграем в игру, я вам буду называть детенышей, а вы их родителей:
Котенок… (кот и кошка)
Щенок… (собака)
Ягненок … (овца и баран)
Слоненок … (слониха и слон)
— Составим звуковую схему к слову СЛОН.
□□□□
— Возьмите цветные карандаши. Какой 1 звук? (с) – Дайте его характеристику (согласный, твердый, синяя) Какой 2 звук? (л) Характеристика (согласный твердый, синяя). 3 и 4 звуки раскрасьте самостоятельно. Что у вас получилось? (гласный, красная и согласный твердый синяя)
— Сколько в этом слове гласных? (1)
— Выделите его (о)
— Так вот ребята, в слове СЛОН при письме звук О стоит после твердого согласного и мы будем обозначать его буквой О. Как вы считаете, заглавную или маленькую букву я должна записать? Почему? Запишите.
— На полях нарисуйте красный квадрат. Что мы этим скажем? (звук гласный)
7. Работа по учебнику
— Открываем учебник на стр.36. При помощи каких цифр пишется это число? (3 и 6)
— Прочитайте стихотворение в начале учебника… (сильный ученик)
— Какой предмет изображен ниже? (полка)
— Глядя на звуковую схему, что вы уже можете сказать про это слово? (в нем 5 звуков) Почему? (5 окошек)
— Составьте звуковую модель этого слова. □□□□□
1 ребенок у доски
— Сколько гласных звуков в этом слове? (2)
— Выделите 1 звук (о)
— После какого согласного он стоит? (твердого)
— Итак, если звук о стоит после твердого согласного, то на письме он обозначается какой буквой О? (вывесить на доску)
— Какой второй гласный? (а)
— Какой буквой будем обозначать? (а) Почему? (после твердого)
8. Физминутка
9. Первичное закрепление
— Как вы думаете, как зовут девочку? Посмотрите на буквы, они Вам подскажут. (Оля)
— Смоделируйте ее имя самостоятельно. (1 ребенок у доски)
— Сколько гласных звуков? (2)
— Давайте заменим их буквами.
— Ваши предложения…
— Почему заглавная? (имя) Какой буквой заменим 3 звук? (я) Почему, мы ведь слышим а? (после мягкого).
10. Игра «Четыре осы»
1. ос_ _ а
На этой «осе» в октябре позолота. (осина)
2. ос_ _ а
А эта растет на лугу у болота. (осока)
3. _ ос _ _ _ а _ _
Эта «оса» на Луну улетает. (космонавт)
4. _ ос _ _ _ _ а
Эта на солнце худеет и тает. (сосулька) слайд
11. Определение места звука в словах
— Посмотрите на карточки. Какое задание мы сейчас выполним? (определим на слух местонахождение звука) карточки
— В учебнике на стр. 37 есть иллюстрации в названиях которых есть звук о. Простым карандашом соедините карточку с нужной схемой.
Проверка на доске.
— Какой вывод? (звук о бывает в начале, конце и середине слова)
12. Итог
— Чему был посвящен наш урок? (Буква О)
— Какой звук она обозначает? (о)
Продолжите:
— Меня огорчило…
— Я заполнил…
13. Рефлексия
— Прикрепите к доске то солнышко, которое соответствует вашему настроению.
Урок окончен!!!
4