Конспект урока на тему «Звонкие и глухие согласные звуки»


Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.


Цель: развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными; познакомить с правилом проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова и на конце путём словообразования. Развивать орфографическую зоркость, свободное владение основными мыслительными операциями — анализом, синтезом, сравнением, обобщением.

Ход урока


  1. Организационный момент

— Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и представим себе, что мы — разведчики, а, значит, должны быть внимательными, всё замечать, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы и тогда этот урок поднимет нас ещё на одну ступеньку знаний, принесёт радость познания.

II. Проверка домашнего задания

(Три ученика выполняют на доске звуко-буквенный анализ слов.)


III. Актуализация знаний

Замените одним словом фразы, так чтобы в ответе присутствовали буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу шу запишите. Подчеркните в словах эти буквосочетания.

Хищная рыба (щука).

Солдат, который стоит на часах (часовой).

Густой частый лес (чаща).

Пастух, который пасёт овец в горах (чабан).

Сказочное существо (чудовище).

Странный человек (чудак).

Чужая страна (чужбина).

Растение с кислыми съедобными листьями (щавель).

Дикая роза (шиповник).

Съедобный гриб с рыжей шляпкой (рыжик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают получившиеся сло­ва, называют орфограммы. Целесообразно вспомнить и правило.)


IV. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.

— Какой звук вы слышите при произношении этих слов?

— Сравните звук на конце слова с буквой, которая написана в конце слова?

Сформулируйте тему урока.


V. Работа по теме урока

1. Игра «Шум и голос»

Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].

Услышали голос? Конечно, нет.

А теперь подключите голос. Какой звук получился? ([г].)

Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].

Уберите голос. Какой звук получился? ([п].)

— К какому выводу мы пришли? (Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 122 (с. 67).

Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Парные согласные произносятся одинаково.)

— Если они произносятся одинаково, то каким образом мы поймем какую букву писать? (Надо изменить слова так, чтобы этот звук стал в сильной позиции. Т.е. подобрать проверочное слово).

Выполните задание. (Дети записывают слова, сверху над буквой указывают звук, который они слышат. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

— Что вы заметили, какой вывод можно сделать?

Упр. 123 (с. 67).

— Определите самостоятельно задание, сформулируйте его. (Работа в парах. Проверка.)

Прочитайте пары однокоренных слов. Объясните их написание. (Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)

— Какое слово в паре является проверочным, а какое проверяемым?

— Сделайте вывод, хватило ли нам одного задания для усвоения новой темы?

— Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить эту тему?

VI. Физкультминутка (музыкальная )

VII.  Включение нового знания в систему знаний.

1. Упр. 124 (с. 68).

— Прочитайте внимательно задание. Каким правилом вы воспользуетесь? (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Образец на доске)

 — Проверьте свою работу по эталону. На доске. 


Оцените свою работу:

«+» — справился;

«?» — сомневался;

«-» — не справился.



2. Шарады

— Что такое «шарада»?

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. {Коса коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким — в нём же обитаем. (Том дом.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар.)

(На примерах, дети приходят к выводу, что такое шарада и в чем их особенность.)


VIII. Рефлексия

Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (Тетрадь тетради.)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь — дожди.)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб — грибы.)

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)

Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?

— Что интересного и нового открыли для себя на уроке?

— Как вы думаете, все ли мы узнали о способах проверки парных согласных?

— Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок? 

Оцените свою работу на уроке.


IX. Подведение итогов урока

О каких орфограммах мы говорили на уроке?


Домашнее задание

Упр. 127 (с. 69).

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Один плюс десять"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: