Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.
Цель: развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными; познакомить с правилом проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова и на конце путём словообразования. Развивать орфографическую зоркость, свободное владение основными мыслительными операциями — анализом, синтезом, сравнением, обобщением.
Ход урока
Организационный момент
— Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и представим себе, что мы — разведчики, а, значит, должны быть внимательными, всё замечать, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы и тогда этот урок поднимет нас ещё на одну ступеньку знаний, принесёт радость познания.
II. Проверка домашнего задания
(Три ученика выполняют на доске звуко-буквенный анализ слов.)
III. Актуализация знаний
— Замените одним словом фразы, так чтобы в ответе присутствовали буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — шу запишите. Подчеркните в словах эти буквосочетания.
• Хищная рыба (щука).
• Солдат, который стоит на часах (часовой).
• Густой частый лес (чаща).
• Пастух, который пасёт овец в горах (чабан).
• Сказочное существо (чудовище).
• Странный человек (чудак).
• Чужая страна (чужбина).
• Растение с кислыми съедобными листьями (щавель).
• Дикая роза (шиповник).
• Съедобный гриб с рыжей шляпкой (рыжик).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают получившиеся слова, называют орфограммы. Целесообразно вспомнить и правило.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.
— Какой звук вы слышите при произношении этих слов?
— Сравните звук на конце слова с буквой, которая написана в конце слова?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Игра «Шум и голос»
— Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].
— Услышали голос? Конечно, нет.
— А теперь подключите голос. Какой звук получился? ([г].)
— Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].
— Уберите голос. Какой звук получился? ([п].)
— К какому выводу мы пришли? (Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.)
Работа по учебнику
Упр. 122 (с. 67).
— Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Парные согласные произносятся одинаково.)
— Если они произносятся одинаково, то каким образом мы поймем какую букву писать? (Надо изменить слова так, чтобы этот звук стал в сильной позиции. Т.е. подобрать проверочное слово).
— Выполните задание. (Дети записывают слова, сверху над буквой указывают звук, который они слышат. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)
— Что вы заметили, какой вывод можно сделать?
Упр. 123 (с. 67).
— Определите самостоятельно задание, сформулируйте его. (Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте пары однокоренных слов. Объясните их написание. (Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)
— Какое слово в паре является проверочным, а какое проверяемым?
— Сделайте вывод, хватило ли нам одного задания для усвоения новой темы?
— Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить эту тему?
VI. Физкультминутка (музыкальная )
VII. Включение нового знания в систему знаний.
1. Упр. 124 (с. 68).
— Прочитайте внимательно задание. Каким правилом вы воспользуетесь? (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Образец на доске)
— Проверьте свою работу по эталону. На доске.
Оцените свою работу:
«+» — справился;
«?» — сомневался;
«-» — не справился.
2. Шарады
— Что такое «шарада»?
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос — голос.)
С глухим траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. {Коса — коза.)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким — в нём же обитаем. (Том — дом.)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар.)
(На примерах, дети приходят к выводу, что такое шарада и в чем их особенность.)
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь — тетради.)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь — дожди.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб — грибы.)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень —
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)
— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?
— Что интересного и нового открыли для себя на уроке?
— Как вы думаете, все ли мы узнали о способах проверки парных согласных?
— Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— О каких орфограммах мы говорили на уроке?
Домашнее задание
Упр. 127 (с. 69).