Тема: Звук [ц] , буквы Цц. Чтение слогов, слов, текста. Наблюдение за особенностями написания слов с ц.
Цели: Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и написания слов с буквой ц.
Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, всязное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: воспитывать интерес к животным и культуру поведения в цирке.
Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки, интерактивное «Дерево знаний», буквы разрезной азбуки, таблица «Город звуков и букв», мягкие игрушки.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Ход урока
I.Организация класса.
Доброе утро — всем говорим.
Доброе утро – улыбку дарим.
С радостью день свой начинаем.
Всем людям здоровья желаем.
Дружно к работе мы приступаем.
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.
Технология «Ассоциативный куст».
На доске слово «Цирк». Дети придумывают ассоциации к нему: клоуны, гимнасты, …. (на доске предметные картинки, сюжетные рисунки цирка: или на экране).
— Дети, вы любите цирк?
— Кого вы видели на арене цирка?
— А что вам больше всего нравится в цирке?
— Вот сегодня мы совершим путешествие в цирк. Но чтобы попасть в него, вам надо узнать все о звуке [ц] и букве цЦ, научиться читать слоги и слова с этой буквой, пронаблюдать за особенностями написания слов с буквой ц.
Надеюсь, что на уроке вы сможете:
— усовершенствовать навыки чтения;
— закрепить навыки звукового анализа слов;
— расширить знания о звуках и буквах русского языка;
— свободно высказывать свои мысли;
— обогатить словарный запас;
— работать в парах;
— развивать наблюдательность, внимание, память;
— повысить интерес к животным и культуру поведения в цирке.
— Итак, вы готовы к работе?
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
— Дети, вот ваше первое задание.
Внимательно послушайте сказку и ответьте на вопросы.
В таинственном бумажном дворце жила-была королева Фонетика с её придворными – звуками. Этот дворец, с её жителями никто не мог видеть. Они были незаметными и умели говорить и голос их разговора можно было только услышать.
Вопросы:
— Кто живет во дворце?
— Почему их никто не мог увидеть?
— Чем звуки отличаются от букв?
— Молодцы! Справились с первым заданием.
Задание второе.
Подготовительное упражнение к усвоению нового материала (показываю домик).
— Этот домик вы уже видели и знаете, что в нём живут только твердые звуки. Какие звуки в нем живут? (ответы детей).
— Звуки [ж] [ш], а третье окошечко свободное. Сегодня мы узнаем, какой таинственный третий жилец домика.
IV.Первичное восприятие и осознание нового материала.
— Перед вами третье задание.
Выделение звука [ц] в словах, наблюдение за его артикуляцией.
— Отгадайте загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Дети отгадывают и на доске показывают картинку.
— В слове «заяц», какой слышим новый звук? (артикуляция звука [ц], дети определяют, что нет голоса, значит это звук глухой).
Дети составляют звуковую схему слова «заяц», сравнивают с образцом.
Узнавание звука [ц] в словах, определить его место: цапля, пальцы, лицо, лисонька, цирк, улица, курица, цыпленок (отмечают, что в слове «лисонька» нет звука [ц]).
Словарная работа.
Цапля – большая болотная птица с длинной шеей, длинным клювом и длинными ногами (картинка).
— С этим заданием вы справились.
V. Физкультминутка «Хомячок».
Хомка, Хомка, хомячок (хлопки в ладоши)
Полосатенький бочок (повороты вправо, влево)
Хомка раненько встает (потягиваются)
Щёчки моет, шейку трет( массаж лица)
Подметает Хомка хатку (наклоны)
И выходит на зарядку (ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки)
Хомка хочет сильно спать (имитация).
Ознакомление с буквой «цэ».
Четвертое задание.
Учитель показывает образцы букв цЦ.
Вот какая буква Ц (цэ)
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Работа в парах.
Дети находят букву «цэ» в разрезной азбуке, сливают с гласными и, ы, е, произносятся соответствующие звуки [ы] [ы] [э] в слогах ци, цы, це;доказывают, что эти слоги только твердые.
Вывод: звук [ц] всегда твердый и гласные и, е не влияют на предыдущий согласный.
Ответы учащихся:
1 ученик. Я считаю, что при чтении слогов со звуком [ц], он бывает только твердым.
2 ученик. Значит, третьим жильцом в домике будет звук [ц].
— В русском языке есть только твердый звук [ц], он не имеет парного мягкого согласного.
Дети рассматривают таблицу «Город звуков и букв» и дают полную характеристику звуку [ц]. (Он согласный, непарный, глухой, бывает только твердым).
Пятое задание.
Работа с учебником . Чтение предложений о цирке в «Азбуке » стр. 50. Закрепляют понятие о твердом звуке [ц].
Рассматривание рисунка, чтение звуковой схемы слова «цирк», читают слова в столбцах .
— Но чтобы отправиться в цирк, есть еще одно задание.
Чтение слов в столбцах и дополнительных слов с пояснением их значения, произношения, написания (это задание для осознанного понимания текста). Это слова: арена, железная дорога, перрон, билеты, касса.
— Вот теперь, когда выполнены все задания, и вы с ними успешно справились, можем отправляться в цирк.
Дети: Ура!!!
Дыхательная гимнастика.
-Встали, взяли в руки волшебные шарики и сильно их надуваем, чтобы они были большими и вас удержали (дети условно надувают шарики, подпрыгивают – полнялись вверх).
— И вот мы очутились в цирке. Сдуваем шарики (условно, сильно прижимая шарик к груди и произносят звук [ш-ш-ш-ши]).
— Занимаем удобные места и работаем дальше.
VI. Закрепление и осмысление знаний учащихся.
Работа с учебником.
Беседа о цирке, краткие рассказы детей о представлениях, увиденных в цирке( рассматривают в учебнике цирковую арену.)
Повторное чтение учащимися по частям.
2. Игра «Разведчик» (учитель начинает читать, учащиеся продолжают).
-Дети, работу с текстом «В цирке» мы продолжим на следующем уроке.
— А сейчас пустьваши глазки немножко отдохнут.
3. Упражнение «Офтольмотренажер».
А) коллективная работа
Б) работа в парах по карточкам.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
1. Интерактивное упражнение «Дерево знаний».
— Проверим как вы запомнили слова, изученные на уроке.
(Дети прикрепляют к дереву яблоки.: зеленые яблоки – слова со слогом «ци», красные яблоки – слова со слогом «цы». Называют слово и прикрепляют яблоки.
VIII. Итоги урока.
Рефлексия. Интерактивное упражнение «Веночек» (вывешиваются цветы, сплетены в веночек) отвечающий ученик срывает лепесток и продолжает предложение.
–Я научился … (читать слоги, слова с «цэ»).
– Я выучила … (что звук [ц] всегда твёрдый).
— Я полюбила … (цирк, животных).
— Я буду помнить…(слова с буквой ы в середине слова: цып-цып, цыпленок, на цыпочках).
— И еще я буду помнить… (правила культурного поведения в цирке).
— Я узнал… (много нового и интересного).
— Итак, наше путешествие в цирк окончено. Вам понравилось? (Да!!) вы были хорошими, культурными зрателями. Молодцы!
— А сейчас сюрприз. На полочке у нас игрушки-зверюшки. Каждый из вас подойдет, возьмет ту игрушку, с которой хотел бы выступать в цирке, быть артистом цирка. (Дети разбирают игрушки, начинают играть).
6