Конспект урока на тему «Звук [ц] , буквы Цц. Чтение слогов, слов, текста. Наблюдение за особенностями написания слов с ц»

Тема: Звук [ц] , буквы Цц. Чтение слогов, слов, текста. Наблюдение за особенностями написания слов с ц.

Цели: Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и написания слов с буквой ц.

Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, всязное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к животным и культуру поведения в цирке.

Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки, интерактивное «Дерево знаний», буквы разрезной азбуки, таблица «Город звуков и букв», мягкие игрушки.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Ход урока

I.Организация класса.

Доброе утро — всем говорим.

Доброе утро – улыбку дарим.

С радостью день свой начинаем.

Всем людям здоровья желаем.

Дружно к работе мы приступаем.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.

  • Технология «Ассоциативный куст».

На доске слово «Цирк». Дети придумывают ассоциации к нему: клоуны, гимнасты, …. (на доске предметные картинки, сюжетные рисунки цирка: или на экране).

— Дети, вы любите цирк?

— Кого вы видели на арене цирка?

— А что вам больше всего нравится в цирке?

— Вот сегодня мы совершим путешествие в цирк. Но чтобы попасть в него, вам надо узнать все о звуке [ц] и букве цЦ, научиться читать слоги и слова с этой буквой, пронаблюдать за особенностями написания слов с буквой ц.

Надеюсь, что на уроке вы сможете:

— усовершенствовать навыки чтения;

— закрепить навыки звукового анализа слов;

— расширить знания о звуках и буквах русского языка;

— свободно высказывать свои мысли;

— обогатить словарный запас;

— работать в парах;

— развивать наблюдательность, внимание, память;

— повысить интерес к животным и культуру поведения в цирке.

— Итак, вы готовы к работе?

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

— Дети, вот ваше первое задание.

Внимательно послушайте сказку и ответьте на вопросы.

В таинственном бумажном дворце жила-была королева Фонетика с её придворными – звуками. Этот дворец, с её жителями никто не мог видеть. Они были незаметными и умели говорить и голос их разговора можно было только услышать.

Вопросы:

— Кто живет во дворце?

— Почему их никто не мог увидеть?

— Чем звуки отличаются от букв?

— Молодцы! Справились с первым заданием.

Задание второе.

  • Подготовительное упражнение к усвоению нового материала (показываю домик).

— Этот домик вы уже видели и знаете, что в нём живут только твердые звуки. Какие звуки в нем живут? (ответы детей).

— Звуки [ж] [ш], а третье окошечко свободное. Сегодня мы узнаем, какой таинственный третий жилец домика.

IV.Первичное восприятие и осознание нового материала.

— Перед вами третье задание.

  • Выделение звука [ц] в словах, наблюдение за его артикуляцией.

— Отгадайте загадку.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Дети отгадывают и на доске показывают картинку.

— В слове «заяц», какой слышим новый звук? (артикуляция звука [ц], дети определяют, что нет голоса, значит это звук глухой).

Дети составляют звуковую схему слова «заяц», сравнивают с образцом.

  • Узнавание звука [ц] в словах, определить его место: цапля, пальцы, лицо, лисонька, цирк, улица, курица, цыпленок (отмечают, что в слове «лисонька» нет звука [ц]).

  • Словарная работа.

Цапля – большая болотная птица с длинной шеей, длинным клювом и длинными ногами (картинка).

— С этим заданием вы справились.

V. Физкультминутка «Хомячок».

Хомка, Хомка, хомячок (хлопки в ладоши)

Полосатенький бочок (повороты вправо, влево)

Хомка раненько встает (потягиваются)

Щёчки моет, шейку трет( массаж лица)

Подметает Хомка хатку (наклоны)

И выходит на зарядку (ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Хомка хочет сильно спать (имитация).

  • Ознакомление с буквой «цэ».

Четвертое задание.

Учитель показывает образцы букв цЦ.

Вот какая буква Ц (цэ)

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Работа в парах.

Дети находят букву «цэ» в разрезной азбуке, сливают с гласными и, ы, е, произносятся соответствующие звуки [ы] [ы] [э] в слогах ци, цы, це;доказывают, что эти слоги только твердые.

Вывод: звук [ц] всегда твердый и гласные и, е не влияют на предыдущий согласный.

Ответы учащихся:

1 ученик. Я считаю, что при чтении слогов со звуком [ц], он бывает только твердым.

2 ученик. Значит, третьим жильцом в домике будет звук [ц].

— В русском языке есть только твердый звук [ц], он не имеет парного мягкого согласного.

  • Дети рассматривают таблицу «Город звуков и букв» и дают полную характеристику звуку [ц]. (Он согласный, непарный, глухой, бывает только твердым).

Пятое задание.

  • Работа с учебником . Чтение предложений о цирке в «Азбуке » стр. 50. Закрепляют понятие о твердом звуке [ц].

  • Рассматривание рисунка, чтение звуковой схемы слова «цирк», читают слова в столбцах .

  • — Но чтобы отправиться в цирк, есть еще одно задание.

  • Чтение слов в столбцах и дополнительных слов с пояснением их значения, произношения, написания (это задание для осознанного понимания текста). Это слова: арена, железная дорога, перрон, билеты, касса.

— Вот теперь, когда выполнены все задания, и вы с ними успешно справились, можем отправляться в цирк.

Дети: Ура!!!

  • Дыхательная гимнастика.

-Встали, взяли в руки волшебные шарики и сильно их надуваем, чтобы они были большими и вас удержали (дети условно надувают шарики, подпрыгивают – полнялись вверх).

— И вот мы очутились в цирке. Сдуваем шарики (условно, сильно прижимая шарик к груди и произносят звук [ш-ш-ш-ши]).

— Занимаем удобные места и работаем дальше.

VI. Закрепление и осмысление знаний учащихся.

  1. Работа с учебником.

Беседа о цирке, краткие рассказы детей о представлениях, увиденных в цирке( рассматривают в учебнике цирковую арену.)

  • Повторное чтение учащимися по частям.

2. Игра «Разведчик» (учитель начинает читать, учащиеся продолжают).

-Дети, работу с текстом «В цирке» мы продолжим на следующем уроке.

— А сейчас пустьваши глазки немножко отдохнут.

3. Упражнение «Офтольмотренажер».

А) коллективная работа

Б) работа в парах по карточкам.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

1. Интерактивное упражнение «Дерево знаний».

— Проверим как вы запомнили слова, изученные на уроке.

(Дети прикрепляют к дереву яблоки.: зеленые яблоки – слова со слогом «ци», красные яблоки – слова со слогом «цы». Называют слово и прикрепляют яблоки.

VIII. Итоги урока.

  • Рефлексия. Интерактивное упражнение «Веночек» (вывешиваются цветы, сплетены в веночек) отвечающий ученик срывает лепесток и продолжает предложение.

Я научился … (читать слоги, слова с «цэ»).

Я выучила … (что звук [ц] всегда твёрдый).

— Я полюбила … (цирк, животных).

— Я буду помнить…(слова с буквой ы в середине слова: цып-цып, цыпленок, на цыпочках).

— И еще я буду помнить… (правила культурного поведения в цирке).

— Я узнал… (много нового и интересного).

— Итак, наше путешествие в цирк окончено. Вам понравилось? (Да!!) вы были хорошими, культурными зрателями. Молодцы!

— А сейчас сюрприз. На полочке у нас игрушки-зверюшки. Каждый из вас подойдет, возьмет ту игрушку, с которой хотел бы выступать в цирке, быть артистом цирка. (Дети разбирают игрушки, начинают играть).

6


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Особенности рельефа России"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: