Муниципальное общеобразовательное
учреждение гимназия №1
Конспект урока обучения грамоте
Тема урока: «Гласные звуки и буквы»
(УМК « Система Л.В.Занкова»)
Урок разработала:
учитель начальных классов
1квалификационная категория
Смородинова Елена Эдуардовна
г. Комсомольск-на – Амуре
2015г
Тема урока: Гласные звуки и буквы.
Тип урока: урок закрепления.
Цель урока: показать смыслоразличительную роль звуков; способствовать развитию фонематического слуха учащихся; научить выполнять частичный фонетический анализ слова; обобщить знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков; дать представление о фразеологическом словаре;
развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Личностные УУД: мотивация учения;
2) познавательные УУД: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
3) коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
4) регулятивные УУД: контроль, планирование, способность к мобилизации сил.
Задачи урока:
Оборудование: интерактивная доска, нетбуки для детей, персональный ноутбук для учителя, предметная картинка солнышка, фразеологический словарь, схемы-человечки гласных звуков.
Использование ЦОР на уроке: СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы., Единая коллекция ЦОР Гласные звуки и буквы. Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение обозначения мягкости и твёрдости согласных [Карточка ресурса]
Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
II. Актуализация знаний
|
Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало. Давайте улыбнёмся друг другу, поздоровайтесь локтями, и пусть у нас будет солнечным наше настроение.
Динь-динь-динь звенит звонок, Ты готов начать урок?
-Кого можно назвать настоящим читателем? -Что помогает человеку в общении?
Давайте поработаем в парах и составим кластер по теме «Речь»
Каждый из нас не перестаёт учиться всю жизнь, а значит, у нас есть главный учитель И у меня он тоже есть учитель. Он у меня в сумке. Что это? Неужели? В самом деле? Взгляните он тут. Его учебником зовут. Это мой учитель. К нему я обращаюсь каждый день. — А как зовут вашего учителя? Почему его так называют? Давайте вспомним язык нашего учителя?
|
-Чтобы много знать, быть грамотными, развитыми людьми. Настоящий читатель должен понимать содержание прочитанного произведения, уметь рассуждать. Оценивать поступки героев, высказывать своё мнение о поступках героев.
-Речь. — Речь бывает устной и письменной. -Наша речь состоит из предложений. — Предложение состоит из слов.
-УЧЕБНИК
-Азбука
-БУКВЫ |
Формулирование темы урока
| 2.) Ребята, вы любите отгадывать загадки? Проверим. а) На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять.
б) Пришла в лес девица и разукрасила в пёстрый наряд все листья.
в) Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный.
г) У сосны и ёлки колючие…
д) Сидит девица в темнице, а коса на улице. -Назовите первый звук отгадки. Какой буквой обозначим этот звук? -Вам знакомы эти буквы? У,О,А.И,М -А что вы о них знаете?
Какая буква «лишняя»?
Над какой темой мы будем сегодня работать?
— Как вы думаете, мы будем работать спустя рукава или засучив рукава? — Почему вы так решили? — Откуда пришли к нам эти выражения?
— А если я хочу подробнее узнать об этих выражениях, в этом мне поможет специальная книга, которая называется Фразеологический словарь (Знакомство со словарём) — Чему вы должны научиться?
| Дети называют отгадки
-Улитка.
-Осень.
-Арбуз.
-Иголки.
-Морковь
У,О,А,И,М
-Это буквы гласных и согласных звуков. Есть буквы, которые обозначают мягкость согласного звука. Есть буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука. Гласные звуки поются и произносятся без преграды.
-Лишний звук (М). Он согласный, а все остальные гласные.
Читать слова с гласными звуками. Видеть гласные и согласные звуки в слове, составлять слова из этих звуков. -Засучив рукава. -Должны работать с прилежанием и старанием -Эти выражения мы употребляем в нашей речи.
-Понимать учителя, искать нужную информацию в учебнике, выполнять различные задания, оценивать свою работу на уроке. |
| Чтобы мы могли грамотно читать, проведём речевую разминку. У,О,А.И -Назовите протяжно, отрывисто с удивлением звуки. Давайте споём на мотив известной вам песенки «В лесу родилась ёлочка» Молодцы. Мы подготовили свой речевой аппарат к работе. Продолжаем дальше трудиться. -Давайте вернёмся к нашим буквам и продолжим этот ряд. У,О,А,И…Э, ы -Какая буква «лишняя»
| Дети поют на мотив песни «В лесу родилась ёлочка» А-А-А-А-А-А-А-А О-О-О-О-О-О У-У-У-У-У-У-У-У И-И-И-И-И-И
«Лишняя» буква – ы. Она не бывает заглавной и не стоит в начале слова. |
Работа по теме урока, постановка проблемы
Поиск решения проблемы
Физминутка.
| На доске буквы С,Н.Г -Что вы о них можете сказать?
-Какое задание с этими буквами вы можете предложить для ребят класса? -Давайте составим слова из данных букв. — Получилось? -Почему? -Какой вывод можно сделать? -Исправьте ситуацию. -Что получилось? — Подберите родственные слова к слову снег.
-Какое задание с этими словами вы можете предложить детям класса?
-Откройте СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы. Составьте схему к моему предложению. Тихо падает пушистый снежок. Молодцы. | -Это буквы согласных звуков. -они обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки. Составить слова из этих букв.
Нет, не получилось. Не хватает гласных звуков. Гласные образуют слог, а слоги – слово.
Слово СНЕГ Снежок, снежная, снегурочка, снежки
Распределить на группы. Составить предложение с одним из слов. -Найти «лишнее» слово.
Дети составляют схему предложения. |
Физминутка.
| Работа в группах на нетбуке. Вспомните правила работы в группе. Откройте комплекс «Развитие речи». «Интерактивный раздел» Выберите предметные картинки, на которых слова начинаются с гласного звука. Составьте звуковую схему слова, которое вам больше нравится.
—Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова игла в печатных тетрадках. Вспомним правила посадки при письме. Я тетрадь свою открою, И с наклоном положу. Я друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Расскажите всё об этом слове.
| Работать дружно, сообща, прислушиваться к мнению друг друга, не перебивать других участников группы.
Это слово ананас, арбуз, автобус, игла, утка. Дети составляют звуковые схемы слова.
Дети составляют со схему слова.
В этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука.2 согласных звука, ударный а, безударный и.
|
| Игра « Пойми меня» (Угадывание звука) Вот шесть артистов перед нами ( даны схемы-человечки гласных звуков) Ни секунды не теряй, Звуки гласные раздай. Приглашаются в игру О, э, ы, а, и, у ! Я произнесу звук на ушко, а вы должны губами произнести его. -Какие знания об этих звуках вы можете дополнить?
|
Ребёнок вытягивает губы, как бы произносит его. Дети догадываются, что это за звук.)
Эти звуки могут обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков. |
Контроль знаний | -Выполним задание на интерактивной доске с использование ресурса интернета. Разложите кубики по группам.
|
е,ё,ю,я – буквы, обозначающие мягкость согласного звука; о,а,э,у,ы –буквы, обозначающие твёрдость согласного звука. |
Рефлексия
| — Я СМОГ -Я УЗНАЛ -Я НАУЧИЛСЯ Итог урока
| -Я узнал, что такое Фразеологический словарь. -Я научился распознавать гласные и согласные звуки -Я смог работать в группе с другими детьми класса. -Я научился слушать детей класса. -Я узнал, что звуки бывают гласные и согласные. -Я научился работать на нетбуке. |
Список литературы.
Фразеологический словарь.
2. СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы.
Ресурсы интернета.
Гласные звуки: https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf