Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями VIII вида»
Конспект урока письма и развития речи
в 5 классе
Проверка безударных гласных в корне путем подбора однокоренных слов.
Подготовила:
учитель письма и развития речи,
Пирогова Надежда Леонидовна.
с.Казанское, 2013
Тема: Проверка безударных гласных в корне путем подбора однокоренных слов.
Цель: обобщение знания детей о гласных звуках и буквах, способах проверки написания безударных гласных, проверяемых ударением.
Задачи:
Образовательная: обобщить умения учащихся по проверке безударных гласных.
Развивающая: развивать аналитическую деятельность мышления на основе подбора однокоренных слов, письменную речь на основе работы с деформированным предложением.
Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению на основе применения занимательных упражнений, интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Наглядные пособия: портрет А.С. Пушкина, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», иллюстрации к сказке, карточка с деформированным текстом.
Тип урока: обобщающий
Класс: 5
Ход урока:
1.Организационный момент:
Доклад дежурного, эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы урока:
Как проверить слово с безударной в корне слова?
Чтоб развеять все сомненья
Гласный ставь под ударение.
3.Основная часть урока:
1.Какие слова зашифрованы в ребусах?
со сло дро
Дрова/, cлова/, сова/.
1) Что общего у этих слов? (ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется О).
2) Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове? (а, о, в)
3) Назовите лишнюю букву? (буква «в», так как «а,о» – буквы гласного звука, «в» — согласного звука)
2.
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Строки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка поможет нам поработать над безударными гласными, проверяем ударением. Постарайтесь распознать слова с безударными гласными.
Пишите их в левый столбик, а в правый – проверочное слово.
Проверка выполнения:
В слове зеленый безударная гласная в первом слоге.
Какой ветер раздувал паруса? ( Попутный ветер) Для чего необходим попутный ветер? (Для выхода в море парусному судну нужен попутный ветер) Кому желают попутного ветра? (Морякам, пассажирам) Что означает это пожелание? (Это пожелание – удачи. Так говорят, кто отправляется в путь) |
Н а доске и в тетради
Бежит – бе/г В волнах – во/лны На парусах – па/рус
|
Сравните буквы на месте ударных и безударных звуков. В чём вы убедились?
(В безударном слоге пишется та же буква, которая пишется в слове с ударным слогом)
Итак, все выписали эти слова?
Физкультминутка
-Какой ветер дул нам в лицо? (Встречный) Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек, и писатель, и книга сказка А.С. Пушкина – добрый попутчик. |
3. Попутный ветер несёт нас к следующему заданию:
— найдите слова с безударными гласными,
— объясните их написание.
— какие ещё орфограммы вы узнали? (чу, ши)
Теперь ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово. (стереть первый столбик). Запишите словосочетания.
— В слове «широкое» — определите количество звуков и букв.
4. Работа по развитию речи.
Много чудес происходило на острове. (учитель показывает иллюстрации белочки из сказки А.С. Пушкина, которая держит золотой орех)
— Какие строки о белочке из сказки А.С.Пушкина вы вспомнили?
— В каком домике жила белка? (в хрустальном) -Что такое хрусталь? (это такое особенное стекло с красивым блеском, резьбой) |
5.Работа с деформированным предложением
Рассыпались предложения в хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите и исправьте ошибки в словах.
На какие орфограммы допущены ошибки? (князь, белочка)
Князь для белочки потом, Выстроил хрустальный дом.
Какие слова рифмуются? (потом, дом)
Слабым ученикам карточки
6. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Девочки – во второй строчке |
Запишите свой выбор, запишите.
4. Итог урока:
— Назвать сказку, которая была добрым попутчиком на уроке?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
— Как можно пожелать удачи? (Попутного ветра)
— Какие орфограммы повторили?
— Как проверить написание слов с безударной гласной?
— В каких заданиях вы испытывали трудности?
— Что понравилось на уроке?
10. Домашнее задание:
Рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопросы.
К какой она сказке?
Какое жилище было у старухи и старика?
Чем занимался старик?
Что делала старуха?
Кого однажды поймал старик?
О чём попросила рыбка?
Что сделал старик, почему?
Найди слова с безударными гласными в корне. Объясни их правописание. Запиши.
Список использованной литературы
1. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева «Библиотека учителя начальной школы». Москва, издательство «АСТ-Астрель», 2001г.
2. Г. А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Москва, издательство «Владос» 1999г.