Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Русскинская средняя общеобразовательная школа — интернат»
Сургутский район
Конспект урока по Литературе и Культуре народов Севера
В 6 классе
«Поэты Великой Отечественной войны»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Бычко Анжелика Владимировна;
учитель Культуры народов Севера
Орехова Анжелика Николаевна
д. Русскинская 2013г.
Тема «Поэты Великой Отечественной Войны»
Цель — познакомить учащихся с творчеством поэтов русской и хантыйской литературы ХХ века и их произведениями о ВОВ.
Задачи:
обучающие:
познакомить с значением поэзии, в годы Великой Отечественной войны;
систематизировать знания о вкладе народа ХМАО в годы войны;
развивающие: способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений;
стимулировать познавательный интерес учащихся к литературе с помощью использования знаний, полученных при изучении темы о ВОВ,
продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе;
воспитательные — пробудить интерес к поэзии, воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование:
компьютеры; проектор; видео — и фотоматериалы; комплект заданий для выполнения практической работы; дидактический материал для самостоятельной работы; опорные конспекты, учебники.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Тема нашего урока «Поэты Великой Отечественной войны», цель — познакомить учеников с творчеством поэтов русской и хантыйской литературой ХХ века и их произведениях о ВОВ. В ходе нашего урока вы самостоятельно ведете краткий конспект.
Работа детей — запись даты, темы.
На фоне песни «Священная война». Учитель Культуры народов Севера.
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над рекой,
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна,
Первый снаряд разорвался вдали —
Так началась война.
Учитель литературы.
-С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки.
Учитель Культуры народов Севера.
— Скажите, пожалуйста, какой по вашему мнению был лозунг в годы ВОВ? для того чтобы узнать лозунг мы с Вами вспомним факты, события ВОВ с помощь этого задания (задание мозаика о ВОВ).
Вопросы к мозаике:
Назовите дату начало ВОВ? Когда она началась? (22 июня 1941 года.)
Назовите, какие звание, получили города после ВОВ? (Города -герои).
Назовите, какой город выдержал блокаду? (Ленинград).
Сколько дней продолжалась ВОВ(1418 дней).
Сколько, людей погибло в годы войны (27 млн. человек).
Героями становились не только люди, но и оборонительные объекты (Брестская крепость).
«Гимном советского народа в годы войны стала песня В. Лебедева — Кумача» (Священная война).
Назовите дату окончания войны (9 мая 1945г).
Учитель литературы.
-Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
-А знаете ли вы поэтов русской и обско — угорских народов, которые воевали ВОВ? Конечно, вы не можете вспомнить поэтов, и мы сегодня познакомиться с некоторыми поэтами русской и обско — угорских народов, которые были участниками войны.
Учитель литературы.
— Среди поэтов прошедших через войну, был Константин Михайлович Симонов и кратко нас познакомит с биографией Константина Симонова.
Биография К. Симонова, читает сообщение ученик, сопровождается презентацией.
—Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день.
— И сегодня мы познакомимся с его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Просмотр видеоклипа.
—Беседа по стихотворению:
Ученики открывают книгу стр. 80, 81.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Боль, сочувствие, страдание, ужас, слезы)
— О чем это стихотворение? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение – передает переживания, которые испытывал весь народ, передает стыд, боль, горечь)
— Лирическое произведение передает чувства, настроения, переживания автора. Какими чувствами поэта согрето стихотворение? ( В одном из лучших стихотворений военного времени поэт просто, задушевно о пережитом, сохраняя тёплую, сердечную интонацию дружеской беседы).
— В какой форме написано стихотворение? (Это монолог поэта. Монолог о Родине в пору тяжелейшего испытания – нашествие захватчиков).
— Какой представляет Россия военных лет, какой увидел её поэт? (Он пишет о дорогах Смоленщины, по которым отступали наши войска, о деревнях с помостами, размытых дождём, о сгоревших городах и селах и испытаниях, которые выпали на долю народа: голод, разруха, гибель близких)
Учитель Культуры народов Севера.
-Великая Отечественная война оставила огненный след не только на полях сражений. Немалые трудности и лишения выпали на долю тех, кто находился в тылу, где ковалось оружие Победы. Это был тоже фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. Его бойцы ковали победу у станков, на полях. Матери, жёны, сёстры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл.
Учитель литературы.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
Тыл обеспечил армию надёжно.
Учитель Культуры народов Севера.
-В годы ВОВ наш округ не оставался в стороне, находясь далеко от линии фронта, был важным элементов для тыла. С первых месяцев войны все людские, природные ресурсы начали работать на оборону страны.
-Рассказ о выставке книг об участниках ВОВ, и тружениках тыла ХМАО — Югре. Раздаются карточки с заданием, Учитель объясняет правила выполнения самостоятельной исследовательской работы. ( приложение 1). Для того чтобы, узнать чем и как помог наш округ в годы войны выполнив следующее задание прочитать, выпустить стенгазету, защита задания и выступление детей.
Вопрос всем учащимся, что делали из фанеры в годы ВОВ? Для ответа на этот вопрос один ученик получает индивидуальное задание — раскраска – ответ – фанера идет на изготовление самолета.
Учитель литературы.
—И сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным хантыйским поэтом Григорием Дмитриевичем Лазаревым.
А теперь несколько слов об авторе, сообщение читает ученик, сопровождается презентацией.
— Григорий Дмитриевич был участником войны, о чем были его стихи? Конечно, о самом родном и близком — о тайге, рыбаках и охотниках и конечно же, о тех людях, которые дожидались дома и верили в победу. Сегодня мы вспомним его стихотворение «Девушка из тайги», (приложение 2).Беседа по стихотворению. О чем это стихотворение? О чем грустил поэт?
Закрепление. Таким образом, мы сегодня познакомились с творчеством К. Симонова и с его стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и вспомнили творчество Григория Лазарева.
— Что общего между ними? (оба писателя воевали и писали стихи о ВОВ).
— Ребята, прощу составить кроссворд (2-4 вопроса), используя краткую вашу запись (факты биографии, тематика стихотворений и т.д) затем меняются кроссвордами и зачитывают.
Итог урока. Беседа по вопросам. Учитель Культуры народов Севера.
— С какими писателями познакомились и произведениями.
— Какой вклад внесли во время ВОВ труженики тыла нашего округа?
Рефлексия. Книга и перо. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.
Литература
Анатолий Болутенко «Трудовой фронт», http://ab37ru.narod.ru
История ХМАО с древности до наших дней. Екатеринбург, 2000г.
Летопись народного подвига: Сургутский район в годы ВОВ/Сост. Захаров И.П-Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003.
Наградной лист Альбом о Сургутском клубе «Фронтовые подруги», о защитниках Отечества .г.Ханты- Мансийск,2007г.
Ветераны Сургутского района/ сост. Коровин И.Е., Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005.
Книга памяти, Автор проекта Петривляк Е.И, Сургут, 2010г
Память. Том 3, Тюмень,1994г.
Коровин учебник 6 класса Литература. г. Москва.
Приложение 1.
Из Ханты-Мансийского округа на фронт призвано 17 тысяч человек, из числа представителей коренных жителей более 500 человек. Не вернулось с войны 8 479чел. Из них погибли в ходе боевых действий — 5 737 воинов, пропали без вести — 1 983, умерли от ран — 742, погибли в плену — 17 человек.
Тысячу жителей округа участвовали в боях с немецко – фашистскими захватчиками, около 9 тысяч из них за смелость и отвагу были награждены орденами и медалями.
Трудовой подъем начался в первые дни войны, в первую очередь повысили темп – рыбозаготовительная, охотничья, лесная и лесоперерабатывающая отрасли хозяйства округа.
Добыча и переработка рыбы: в 1944г в округе работало 2 консервных комбината, 11 рыбозаводов и моторно- рыболовных станций, 27 рыбоучастков. За четыре года войны в округе было выловлено 1 млн.120тыс. центнеров рыбы.
Охотничий промысел. Общее количество пушнины добытой в округе в годы войны оценивалось 20 млн. рублей. В конце войны на охотничьем промысле было занято 457 юношей и девушек.
Лесная промышленность. Огромное значение в условиях войны приобрели заготовка, вывоз и переработка древесины. Сосна и береза – шли для изготовления фанер, лыж. Увеличилось добыча скипидара, дегтя, изготовление хвойной настойки, сбор лесных ягод и лекарственных растений. Всего было отправлено 1,2 млн. кубометров леса.
Приложение 2.
Г. Лазарев.