Конспект урока по Литературе и Культуре народов Севера, 6 класс

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Русскинская средняя общеобразовательная школа — интернат»

Сургутский район
















Конспект урока по Литературе и Культуре народов Севера

В 6 классе

«Поэты Великой Отечественной войны»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Бычко Анжелика Владимировна;

учитель Культуры народов Севера

Орехова Анжелика Николаевна
























д. Русскинская 2013г.



Тема «Поэты Великой Отечественной Войны»

Цель — познакомить учащихся с творчеством поэтов русской и хантыйской литературы ХХ века и их произведениями о ВОВ.

Задачи:

обучающие:

познакомить с значением поэзии, в годы Великой Отечественной войны;

систематизировать знания о вкладе народа ХМАО в годы войны;

развивающие: способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений;

стимулировать познавательный интерес учащихся к литературе с помощью использования знаний, полученных при изучении темы о ВОВ,

продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе;

воспитательные — пробудить интерес к поэзии, воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование:

компьютеры; проектор; видео — и фотоматериалы; комплект заданий для выполнения практической работы; дидактический материал для самостоятельной работы; опорные конспекты, учебники.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Тема нашего урока «Поэты Великой Отечественной войны», цель — познакомить учеников с творчеством поэтов русской и хантыйской литературой ХХ века и их произведениях о ВОВ. В ходе нашего урока вы самостоятельно ведете краткий конспект.

Работа детей — запись даты, темы.

На фоне песни «Священная война». Учитель Культуры народов Севера.

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывёт над рекой,

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.

Чёрные тени в тумане росли,

Туча на небе темна,

Первый снаряд разорвался вдали —

Так началась война.

Учитель литературы.

-С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки.

Учитель Культуры народов Севера.

— Скажите, пожалуйста, какой по вашему мнению был лозунг в годы ВОВ? для того чтобы узнать лозунг мы с Вами вспомним факты, события ВОВ с помощь этого задания (задание мозаика о ВОВ).

Вопросы к мозаике:

  1. Назовите дату начало ВОВ? Когда она началась? (22 июня 1941 года.)

  2. Назовите, какие звание, получили города после ВОВ? (Города -герои).

  3. Назовите, какой город выдержал блокаду? (Ленинград).

  4. Сколько дней продолжалась ВОВ(1418 дней).

  5. Сколько, людей погибло в годы войны (27 млн. человек).

  6. Героями становились не только люди, но и оборонительные объекты (Брестская крепость).

  7. «Гимном советского народа в годы войны стала песня В. Лебедева — Кумача» (Священная война).

  8. Назовите дату окончания войны (9 мая 1945г).

Учитель литературы.

-Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

-А знаете ли вы поэтов русской и обско — угорских народов, которые воевали ВОВ? Конечно, вы не можете вспомнить поэтов, и мы сегодня познакомиться с некоторыми поэтами русской и обско — угорских народов, которые были участниками войны.

Учитель литературы.

Среди поэтов прошедших через войну, был Константин Михайлович Симонов и кратко нас познакомит с биографией Константина Симонова.

Биография К. Симонова, читает сообщение ученик, сопровождается презентацией.

Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день.

И сегодня мы познакомимся с его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Просмотр видеоклипа.

Беседа по стихотворению:

Ученики открывают книгу стр. 80, 81.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Боль, сочувствие, страдание, ужас, слезы)

— О чем это стихотворение? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение – передает переживания, которые испытывал весь народ, передает стыд, боль, горечь)

— Лирическое произведение передает чувства, настроения, переживания автора. Какими чувствами поэта согрето стихотворение? ( В одном из лучших стихотворений военного времени поэт просто, задушевно о пережитом, сохраняя тёплую, сердечную интонацию дружеской беседы).

— В какой форме написано стихотворение? (Это монолог поэта. Монолог о Родине в пору тяжелейшего испытания – нашествие захватчиков).

— Какой представляет Россия военных лет, какой увидел её поэт? (Он пишет о дорогах Смоленщины, по которым отступали наши войска, о деревнях с помостами, размытых дождём, о сгоревших городах и селах и испытаниях, которые выпали на долю народа: голод, разруха, гибель близких)

Учитель Культуры народов Севера.

-Великая Отечественная война оставила огненный след не только на полях сражений. Немалые трудности и лишения выпали на долю тех, кто находился в тылу, где ковалось оружие Победы. Это был тоже фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. Его бойцы ковали победу у станков, на полях. Матери, жёны, сёстры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл.

Учитель литературы.

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

Тыл обеспечил армию надёжно.

Учитель Культуры народов Севера.

-В годы ВОВ наш округ не оставался в стороне, находясь далеко от линии фронта, был важным элементов для тыла. С первых месяцев войны все людские, природные ресурсы начали работать на оборону страны.

-Рассказ о выставке книг об участниках ВОВ, и тружениках тыла ХМАО — Югре. Раздаются карточки с заданием, Учитель объясняет правила выполнения самостоятельной исследовательской работы. ( приложение 1). Для того чтобы, узнать чем и как помог наш округ в годы войны выполнив следующее задание прочитать, выпустить стенгазету, защита задания и выступление детей.

Вопрос всем учащимся, что делали из фанеры в годы ВОВ? Для ответа на этот вопрос один ученик получает индивидуальное задание — раскраска – ответ – фанера идет на изготовление самолета.

Учитель литературы.

И сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным хантыйским поэтом Григорием Дмитриевичем Лазаревым.

А теперь несколько слов об авторе, сообщение читает ученик, сопровождается презентацией.

— Григорий Дмитриевич был участником войны, о чем были его стихи? Конечно, о самом родном и близком — о тайге, рыбаках и охотниках и конечно же, о тех людях, которые дожидались дома и верили в победу. Сегодня мы вспомним его стихотворение «Девушка из тайги», (приложение 2).Беседа по стихотворению. О чем это стихотворение? О чем грустил поэт?

Закрепление. Таким образом, мы сегодня познакомились с творчеством К. Симонова и с его стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и вспомнили творчество Григория Лазарева.

— Что общего между ними? (оба писателя воевали и писали стихи о ВОВ).

— Ребята, прощу составить кроссворд (2-4 вопроса), используя краткую вашу запись (факты биографии, тематика стихотворений и т.д) затем меняются кроссвордами и зачитывают.

Итог урока. Беседа по вопросам. Учитель Культуры народов Севера.

— С какими писателями познакомились и произведениями.

— Какой вклад внесли во время ВОВ труженики тыла нашего округа?

Рефлексия. Книга и перо. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Литература

  1. Анатолий Болутенко «Трудовой фронт», http://ab37ru.narod.ru

  2. История ХМАО с древности до наших дней. Екатеринбург, 2000г.

  3. Летопись народного подвига: Сургутский район в годы ВОВ/Сост. Захаров И.П-Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003.

  4. Наградной лист Альбом о Сургутском клубе «Фронтовые подруги», о защитниках Отечества .г.Ханты- Мансийск,2007г.

  5. Ветераны Сургутского района/ сост. Коровин И.Е., Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005.

  6. Книга памяти, Автор проекта Петривляк Е.И, Сургут, 2010г

  7. Память. Том 3, Тюмень,1994г.

  8. Коровин учебник 6 класса Литература. г. Москва.

Приложение 1.

Великая судьба края (1941г-1945г)

Из Ханты-Мансийского округа на фронт призвано 17 тысяч человек, из числа представителей коренных жителей более 500 человек. Не вернулось с войны 8 479чел. Из них погибли в ходе боевых действий — 5 737 воинов, пропали без вести — 1 983, умерли от ран — 742, погибли в плену — 17 человек.

Тысячу жителей округа участвовали в боях с немецко – фашистскими захватчиками, около 9 тысяч из них за смелость и отвагу были награждены орденами и медалями.

Трудовой подъем начался в первые дни войны, в первую очередь повысили темп – рыбозаготовительная, охотничья, лесная и лесоперерабатывающая отрасли хозяйства округа.

Добыча и переработка рыбы: в 1944г в округе работало 2 консервных комбината, 11 рыбозаводов и моторно- рыболовных станций, 27 рыбоучастков. За четыре года войны в округе было выловлено 1 млн.120тыс. центнеров рыбы.

Охотничий промысел. Общее количество пушнины добытой в округе в годы войны оценивалось 20 млн. рублей. В конце войны на охотничьем промысле было занято 457 юношей и девушек.

Лесная промышленность. Огромное значение в условиях войны приобрели заготовка, вывоз и переработка древесины. Сосна и береза – шли для изготовления фанер, лыж. Увеличилось добыча скипидара, дегтя, изготовление хвойной настойки, сбор лесных ягод и лекарственных растений. Всего было отправлено 1,2 млн. кубометров леса.

Приложение 2.

Г. Лазарев.

стих 001 (2)




































Свежие документы:  Урок русского языка в 6 классе по теме «Значение и грамматические особенности местоимений»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: