Конспект урока по русскому языку с презентацией в 7 классе «Наречие как часть речи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Ставропольского края Петровского района











Конспект урока по русскому языку

в 7 классе
«
Наречие как часть речи»





Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Смагина Виктория Викторовна


















с. Константиновское, 2013

Тема: Наречие как часть речи

Цель урокасистематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

Образовательная:

1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий.

2. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.

3. Напомнить о синтаксической роли наречий. Объяснить на примерах, со словами какой части речи можно перепутать наречия, и выстроить алгоритм рассуждения во избежание дальнейших ошибок.

Развивающая:

1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.

2. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, любви к природе.

Тип урокаизучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Все весной в природе очень празднично нарядно оживленно.

Кукушка где-то кому-то отсчитывает остающиеся ему годы жизни удод издалека подает едва слышимую весточку а множество птиц легко порхая, оглашают воздух изумительно разномастным многоголосьем.

Учитель. Прочитайте вслух данные предложения. Напишите их в следующем порядке. Сначала то из них, в котором есть самостоятельные части речи и категории слов, отсутствующие в другом предложении; затем оставшееся.

Учащиеся сначала записывают второе предложение, так как в нем есть глаголы, причастия, прилагательные, отсутствующие в первом предложении, затем — оставшееся; объясняют постановку запятых.

2. Актуализация знаний учащихся

Беседа учителя с учащимися по вопросам:

На какие группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным?

Что такое имя существительное?

Дайте определение имени прилагательного.

Что можно сказать о глаголе?

Какие особые формы глагола вам известны и чем они отличаются?

3. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Назовите часть речи, которая имеется в каждом написанном предложении, но во втором она преобладает, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Часть речи, которая имеется в каждом предложении, но преобладает во втором — это наречие. Значит, тема сегодняшнего урока: Наречие как часть речи.

Тему урока учитель записывает на доске.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Синонимы и антонимы"

Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Цель урока: познакомиться с наречием как частью речи; учиться отличать наречия от других частей речи и использовать его.

4. Изучение нового материала

Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели. Еще раз прочитайте написанные предложения. Назовите в них слова еще одной самостоятельной части речи — наречия. Задайте вопрос к каждому из них.

Задание выполняют коллективно.

Учитель. Назовите слово, к которому присоединяется наречие где-то. Установите его частеречную принадлежность и значение. Скажите, какой признак обычно обозначает наречие, которое к нему относится.

Наречие где-то относится к глаголу отсчитывает, который обозначает действие. Значит, наречие обычно обозначает признак действия.

Учитель. Сделайте вывод о наречии как о части речи по первой части наших наблюдений.

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? где? когда? откуда? насколько? и др.

Учитель. Проанализируйте, к каким особым формам глагола присоединяются наречия.

Учащиеся находят причастие и деепричастие с относящимися к ним наречиями, делают вывод.

Наречия присоединяются к причастиям весточку, слышимую (как?) едва и к деепричастиям порхая (как?) легко.

Учитель. С какими еще частями речи могут сочетаться наречия?

Учащиеся рассматривают остальные наречия, делают вывод.

Наречия могут сочетаться с прилагательными: разномастным (насколько?) изумительно; с другими наречиями: празднично, нарядно, оживленно (насколько?) очень и (когда?) весной.

Учитель. Обобщите вторую часть наших наблюдений.

Скажите, к каким частям речи и к каким особым формам присоединяются наречия.

Наречия могут присоединяться к глаголам, к его особым формам (причастию и деепричастию), а также к прилагательным, наречиям.

Учитель. Выполните морфемный разбор наречий празднично, издалека. Сделайте вывод об изменении наречий.

Учащиеся разбирают указанные наречия по составу, делают вывод о неизменяемости наречий.

Учитель. Обобщите наши наблюдения полностью.

Учащиеся формулируют вывод по данной части наблюдений.

Учитель. Закрепим сделанный вами вывод на упражнении.

5. Закрепление

Упражнение 1

1. Сойка в большом количестве разносит желуди, способствуя расселению дуба. Эта птица делает для себя запасы желудей, пряча их в мох, и не находит их. Спрятанные птицей желуди прорастают, давая начало молодым дубкам.

(По В. Петрову)

2. Кедровке орехи не впрок. Ест она их жадно и много но никогда не жиреет. Кедровка срывает шишку, набивает зоб орехами и уносит их иногда очень далеко на вершины гор в ущелья. Птичка прячет орехи в мох под валежник, между камней и вновь летит за очередной порцией.

Свежие документы:  Как организовать продуктивную деятельность детей-инофонов на уроках русского языка и литературы

(По Г. Федосееву)

Учитель. Прочитайте зарисовки о двух разных птицах.

Что есть общее в этих зарисовках?

Обе зарисовки состоят из простых предложений. Они повествовательные, невосклицательные, распространенные, с полной грамматической основой.

Учитель. Какие можно назвать отличия?

В каждом предложении первой зарисовки есть деепричастный оборот, а во второй зарисовке их нет.

Учащиеся указывают деепричастные обороты, объясняют постановку знаков препинания.

В каждом предложении второй зарисовки есть наречия. В первой зарисовке их нет.

Учащиеся указывают все наречия, обосновывая свой ответ по алгоритму: значение, вопрос, изменяемость. Записывают вторую зарисовку, вставляя пропущенные знаки препинания.

Учитель. Назовите из второй зарисовки два предложения с одинаковым синтаксическим явлением, укажите особенность одного из них.

Учащиеся называют предложения с однородными членами. Указывают особенность одного из них: наличие обобщающего слова и двоеточия после него.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор двух предложений. В первом отсутствуют глаголы, во втором — имена существительные.

Учащиеся разбирают по членам первое и второе предложения.

Учитель. Какие выводы можно сделать из этого наблюдения?

Учащиеся рассказывают о сочетании наречий с существительными (орехи не впрок) и об их синтаксической роли в предложении.

Учитель. Расскажите полностью, что узнали о наречии по плану:

1. Что такое наречие?

2. Как изменяются наречия?

3. Какова синтаксическая роль наречия?

Учащиеся рассказывают о наречии по плану. Сопоставляют свой рассказ с материалом учебника.

Упражнение 2

Неопытный человек скажет что все соловьи щебечут одинаково. Оказывается, даже в одном лесу эти певцы поют по-разному. И есть места в России где соловьи поют особенно хорошо. Совсем не зря вошли в поговорку курские соловьи. В курских садах по оврагам и над ручьями заросшими черемухой и крапивой и ежевикой живут певцы необычайно красивого голоса и старания. Надо отдать должное не только таланту исполнителя, но и композиторской способности соловьиного рода, с величайшим вкусом отбирающего в песню ярчайшие из лесных звуков. И в этой работе первенство принадлежит соловьям курским.

(По В. Пескову)

Учитель. Продолжим нашу работу. Прочитайте текст.

Проанализируйте его. Сформулируйте задание в соответствии с темой урока.

Надо списать предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и объясняя постановку запятых, подчеркнуть наречия.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Назовите все наречия, предварительно сгруппировав их.

Возможные группировки:

  1. одинаково, по-разному, хорошо, не зря — отвечают на вопрос как?;

особенно, совсем, необычайно — отвечают на вопрос насколько?

  1. одинаково, по-разному, хорошо, не зря — относятся к глаголам;

совсем относится к наречию;

необычайно относится к прилагательному.

Учитель. Назовите орфограммы, которые встречаются только один раз.

Неопытный не с прилагательным, России — имя собственное, оказывается — глагол 3 лица единственного числа, _тся пишется без мягкого знака и т. д.

Учитель. Назовите наречие, в котором все согласные звонкие.

Зря.

6. Этимология слова «наречие» (заранее подготовленный учащийся)

Слово «наречие» уже было в древнерусском языке. При попытке определить этимологию этого слова выделяем корень реч-. Это слово в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи, а именно – глагола. Получаем на – реч (глагол) = «наречие», т.е. слово обозначает непосредственную связь между глаголом и наречием. Древние римляне эту часть речи называли  «адвербиум», = «приглаголие» (отличие мы видим только в приставке). Следовательно, древние учёные видели предназначение наречия в том, чтобы быть при глаголе, пояснять его.

Однако, хотя понятие о наречии существовало уже в древнерусском языке, определение наречия в самостоятельную часть речи происходило очень долго. Наречие, по мнению историков языка, самая поздняя по времени образования знаменательная часть речи. Это происходит потому, что наречие очень тесно связано со многими частями речи: прилагательными, причастиями, наречиями, глаголами, а так же с существительными (яйца всмятку, дважды герой, дом напротив и т. д.). Следовательно, характеризовать наречие только как «приглаголие» будет неверным.

7. Итог урока

Учитель. С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились с наречием.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о наречии в порядке наших наблюдений.

Учащиеся выполняют задание.

8. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить рассказ, употребив в нем как можно больше наречий. Подчеркнуть их как члены предложения.

3. Определить этимологию слов: вдребезги, дотла, впросак (по рядам).

Оценивается работа школьников на уроке.







Литература

  1. Александрова Г. Занимательный учебник (серия «Нескучный учебник»). С.-Пб.: Тригон; 1997.

  2. Кавецкая Р.К., Ленченко К.П., Медянский С.М., Сычева С.Н. Сборник упражнений по современному русскому языку. Воронеж, 1975.

  3. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5—9 кл. М., 1994.

  4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/Авт.-сост. В. В. Волина. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

 

Использованные Интернет-ресурсы

https://bruma.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NARECHIE.html





Свежие документы:  мастер-класс "Друг и враг человеческий" 5-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: