Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Общедидактическая цель урока:
создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.
Триединая дидактическая цель урока:
образовательная: обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
развивающая: развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
индивидуальная;
групповая.
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и групповая, индивидуальная
УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение, открывая новые знания.
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из текста, схем,
2) представлять информацию в виде схемы;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) обобщать и классифицировать по признакам;
5) ориентироваться на развороте учебника;
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем положительное эмоциональное отношение к школе. мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Организационный момент (дети стоят в кругу)
Всё начинается с любви…. В одном далёком селении жили счастливые люди. Они умели дарить друг другу любовь. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем ладони, посмотрим в глаза друзей с теплотой и улыбкой и произнесём: «Я люблю себя. Я люблю тебя. Я люблю всех»
— Какое у вас стало настроение?
— А теперь с хорошим настроением настроим себя на урок:
Потрите ладони, почувствуйте тепло, прижмите их к глазам, ушам, голове.
Наши глаза внимательно смотрят.
Наши уши внимательно слушают.
Наша голова очень хорошо думает.
— Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями.
Вспомните правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите число , классная работа
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с м-чом, сыграем».( на доске) Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово? ( МЯЧОМ)
Разделите на слоги, поставьте ударение.
Почему в 1-ом слоге пропущена буква?
Какие гласные звуки вам легко обозначать буквой?
Какие гласные нам трудно обозначить буквой?
Минутка чистописания
-Запишите и продолжите цепочку, соблюдая закономерность.
(О, А, И, Е, Я)
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять
Игра «Яблоня» ( на доске с ручкой) по очереди
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
-Почему мы обращаем внимание на написание безударных гласных?
(Безударные гласные вызывают сомнение при написании)
-Написание, каких гласных вызывает сомнение?
4. -Всегда ли можно ли проверить безударную гласную?
(Нет)
-А если её нельзя проверить то, что нужно сделать?
(Надо запомнить)
-Если вы не можете найти проверочное слово, где можно его поискать? (В словаре)
Если выйдет затрудненье
И не разрешить сомненье,
И тогда не унываю,
И словарь я открываю.
Физминутка
. Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).
– Сейчас будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух. Послушайте слова. Если в них есть орфограмма –проверяемую безударную гласную-, то вы делаете хлопок руками, а если непроверяемую безударную гласную-, то топните один раз ногой.
Учитель читает слова: пила,, молоко, пятно, поля, карандаш, окно, лесок, ворона, цветы, пенал, лисица, ученик, корова.
Откройте учебник на странице 131 упр 4
-Прочитайте задание.
-Спишите 5 предложение. Разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните гласные и мягкие согласные. ( Воробей чирикает, а ворона каркает.)
— спишите 3 предложение. Подчеркните слова-действия. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.( Собака лает, а кошка мяукает.)
Физминутка ( танец Лавата)
Окрываем компьютеры
Помогите коту , собачке, зайчику ( диск)
Ваша задача, как можно быстрее
считывая текст ,подчеркнуть эти слова.
(групповая работа)
1 ряд
Бкрполяьвтрнг
Рагнкрсорокангкн
Куеквтропаперхджфакт
Еутооллтраватап
внкеынгкплоалкарандашка
2ряд
бкрдеревняьвтрнг
рагнкрзвездангкнку
екврисунокперхдж
фактеутоолллесат
апвнкеынгкплоалмячикаов
3 ряд
Клфуводат
Жзтсовахэй
Чковёргрлджэз
Чифхземлятмпрхз
Ухчкотятасм
-Какие слова вы нашли?
(1 ряд- поля, сорока, тропа, трава, карандаш,
2ряд-деревня, звезда, рисунок, леса, мячи;
3 ряд- вода, сова, ковёр, земля, котята)
-Что общего в этих словах?
(Безударная гласная , отвечают на вопросы КТО?, ЧТО?)
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
Проверочная работа ( диск)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
— Какую орфограмму повторяли сегодня на уроке?
— Закончите предложения:
Гласная, на которую падает ударение в слове, называется : (ударной)
Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется : (безударной)
В проверочном слове гласная в : (всегда ударная)
В проверяемом слове гласная в : (всегда безударная)
— Как проверить безударную гласную в слова?
— Что делать, если безударную гласную в слова проверить нельзя?
МБОУ Троицкая СОШ
Открытый урок
по русскому языку
в 1-б классе
учитель: Морозова Н. В.
2013г