Конспект урока по русскому языку в 5 классе Второстепенные члены предложения. Дополнение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

г. Киров Калужской области










конспект урока по русскому языку

в 5 классе


Второстепенные члены предложения. Дополнение

























Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Блохина Елена Викторовна












Технология проведения урока: технология критического мышления


Используемые приёмы: кластеры, бортовой журнал, таблицы, обращение к личному

опыту, чтение с остановками



Ход урока

  1. Вызов

  1. Мотивация

На доске 2 предложения (Задание: найти основу предложения)

В нашем саду был красивый сад.

Пруд окружал сад.

  1. Актуализация


  • Правильно ли вы нашли подлежащее?

  • Каким способом вы это делали?

  • Вспомните схему определения подлежащего, ранее вами составленную


Схема определения подлежащего

  • О чём говорится в предложении?

  • Кто выполняет действие?


  1. Активизация


  • Для чего мы должны научиться отличать подлежащее и дополнение?


  1. Осмысление

  • Если слово «сад» — подлежащее, то каким членом предложения является слово «пруд»?

  • Обращение к учебнику 4 класса (повторение темы «Второстепенные члены предложения»)

  • Знакомство с темой по учебнику 5 класса

  • Что нового узнали о дополнении?

  • Групповая работа по опорной схеме (схема дана заранее)

  • От какого члена предложения зависит дополнение?

  • Что обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Какой частью речи может быть выражено?

  • Как выделяется на письме?


  1. Рефлексия

  • Стихотворение. Л. Татьяничева «Берегите старых людей»


Для весёлых весенних ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид,

Холодов,

Огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв…

Но у старости ломок шаг

И неровен дыханья ритм.

Но у старости

Силы не те,

Дней непрожитых

Мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!




  • Назовите строки стихотворения, в которых выражена основная мысль стихотворения?

  • Чему учит, к чему побуждает нас поэт?

  • Как вы понимаете строки:

Для веселых весенних ветвей

Корни более чем родня..?

  • Назовите во 2 предложении дополнения. Определите, какой честью речи они выражены?

  • С какой целью автор использует такое количество определений?



  • Работа по книге А. Гайдара «Тимур и его команда».

  • Краткие сведения о книге

  • Работа у доски (работает 1 человек)

Задание: записать предложения, определить, каким членом предложения являются имена существительные

  1. Яркий огонь костра осветил лицо Тимура.

  2. Он писал письмо отцу.

  • Работа с текстом

Задание: записать предложения, подчеркнуть в тесте дополнения. (работа по парам при определении дополнения)

Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она перевязала косынкой волосы, сбросила сандалии.


Задание: записать предложения, подчеркнуть в тесте дополнения. (индивидуальная работа – «речь про себя»)

Взяла тряпку. Сдёрнула со стола скатерть, сунула под кран ведро и поволокла к порогу груду мусора.

  • Перечислите предметы, на которые направлены действия?

  • Почему, на ваш взгляд, в тексте много дополнений?

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание: упражнение № 179 или творческая работа «Почему нужно помогать пожилым людям?»

Литература

  1. Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, «Русский язык 5 класс»,

М: «Просвещение», 2009 г.

  1. Купалова А. Ю. Самостоятельная работа по русскому языку в малокомплектной школе. 5 класс». М: «Просвещени», 1989.



















Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Арифметические действия в двоичной системе счисления" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: