Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
конспект урока по русскому языку
в 5 классе
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Технология проведения урока: технология критического мышления
Используемые приёмы: кластеры, бортовой журнал, таблицы, обращение к личному
опыту, чтение с остановками
Ход урока
Вызов
Мотивация
На доске 2 предложения (Задание: найти основу предложения)
В нашем саду был красивый сад.
Пруд окружал сад.
Актуализация
Правильно ли вы нашли подлежащее?
Каким способом вы это делали?
Вспомните схему определения подлежащего, ранее вами составленную
Схема определения подлежащего
О чём говорится в предложении?
Кто выполняет действие?
Активизация
Для чего мы должны научиться отличать подлежащее и дополнение?
Осмысление
Если слово «сад» — подлежащее, то каким членом предложения является слово «пруд»?
Обращение к учебнику 4 класса (повторение темы «Второстепенные члены предложения»)
Знакомство с темой по учебнику 5 класса
Что нового узнали о дополнении?
Групповая работа по опорной схеме (схема дана заранее)
От какого члена предложения зависит дополнение?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какой частью речи может быть выражено?
Как выделяется на письме?
Рефлексия
Стихотворение. Л. Татьяничева «Берегите старых людей»
Для весёлых весенних ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв…
Но у старости ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
Но у старости
Силы не те,
Дней непрожитых
Мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
Назовите строки стихотворения, в которых выражена основная мысль стихотворения?
Чему учит, к чему побуждает нас поэт?
Как вы понимаете строки:
Для веселых весенних ветвей
Корни более чем родня..?
Назовите во 2 предложении дополнения. Определите, какой честью речи они выражены?
С какой целью автор использует такое количество определений?
Работа по книге А. Гайдара «Тимур и его команда».
Краткие сведения о книге
Работа у доски (работает 1 человек)
Задание: записать предложения, определить, каким членом предложения являются имена существительные
Яркий огонь костра осветил лицо Тимура.
Он писал письмо отцу.
Работа с текстом
Задание: записать предложения, подчеркнуть в тесте дополнения. (работа по парам при определении дополнения)
Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она перевязала косынкой волосы, сбросила сандалии.
Задание: записать предложения, подчеркнуть в тесте дополнения. (индивидуальная работа – «речь про себя»)
Взяла тряпку. Сдёрнула со стола скатерть, сунула под кран ведро и поволокла к порогу груду мусора.
Перечислите предметы, на которые направлены действия?
Почему, на ваш взгляд, в тексте много дополнений?
Подведение итогов
Домашнее задание: упражнение № 179 или творческая работа «Почему нужно помогать пожилым людям?»
Литература
Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, «Русский язык 5 класс»,
М: «Просвещение», 2009 г.
Купалова А. Ю. Самостоятельная работа по русскому языку в малокомплектной школе. 5 класс». М: «Просвещени», 1989.