Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Малокрасноярская основная общеобразовательная школа»
Кыштовского района Новосибирской области
Конспект урока
по русскому языку в 6 классе
«Собирательные числительные»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Маковлева Ольга Васильевна
с. Малокрасноярка, 2012
Цель урока:
— сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные.
Оборудование: медиапроектор, экран, доска с записью: Образование собирательных числительных (запись на доске на отвороте с обратной стороны, записанная перед уроком учителем), учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян).
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение. На отдельных листках учащиеся дают толкование значений слов: экземпляр, бассейн, гараж, телеграмма.
Запись и синтаксический разбор предложения: «Февраль называют в народе месяцем кривых дорог». Морфологический разбор одного существительного и прилагательного.
Проверка домашнего задания.
Некоторые учащиеся зачитывают юмористический рассказ, который они составили по упр. 368.
Изучение нового материала. Записываем тему и положение параграфа (учебники закрыты).
Перед вами предложение, в котором употреблено количественное числительное три (слайд 2) (Три смелых зверолова охотились в лесах).
Каким членом предложения оно является? Охарактеризуйте числительное «три» (Простое, целое). Однако в языке количество предметов можно называть не только целым числом. Словосочетание «три зверолова» мы можем заменить словосочетанием трое звероловов.
Что представляет собой числительное трое?
Это собирательное числительное. Но не всегда целые и собирательные количественные числительные взаимозаменяемы. В предложении: «Три очень милых феечки сидели на скамеечке…» — такую замену уже не произведёшь. Нельзя сказать: «Трое феечек» Почему? Мы ответим на этот вопрос сегодня на уроке. А также мы рассмотрим грамматические признаки собирательных числительных и узнаем правила их употребления в речи. (слайд 3)
Объяснение теории образования собирательных числительных учителем.
Давайте вернёмся к нашему вопросу: «Почему не всегда собирательными числительными можно заменить количественные?» (слайд 4)
Вы видите нормативные примеры употребления собирательных числительных. Попробуйте самостоятельно на основе этих примеров сформулировать правила употребления собирательных числительных в речи.
В предложении о трёх звероловах мы смогли заменить словосочетание три зверолова на трое звероловов. Но в отношении словосочетания три феечки подобную замену произвести не смогли. Почему? Ваши предположения. Обратите внимание на запись (показ записи на доске) Два – двое / ой/ — /е/ суффикс — ой –
Три – трое – суффикс – ой –
Четыре – четверо – суффикс -ер-
и т. д. до десятеро
Оба, обе – собирательные.
Четверо мальчиков, пятеро медвежат (м.р. детёныши животных)
Двое саней, трое ножниц (сущ.только во мн. числе)
Обе подруги (с сущ. ж. р.).
С четверыми медвежатами (оконч., как в прилаг. мн. ч.),
Что же должны обозначать существительные, чтобы с ними могли употребляться собирательные числительные?
Четверо учеников, трое друзей, трое детей.
Волк и семеро козлят, трое поросят.
Трое ножниц, двое брюк.
Вывод, сделанный учащимися:
Собирательные имена числительные употребляются с существительными:
— обозначающими лиц мужского пола и детей;
— обозначающими детёнышей животных;
— имеющими только форму множественного числа.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
Открываем учебники и сверяем выводы, сделанные самостоятельно, с материалом учебника. Устное закрепление материала по упражнению 371.
Обобщение изученного учителем.
А теперь попробуйте решить такую задачу. Представим себе, что вы пробыли в санатории 20 суток, а потом ваше пребывание продлили ещё на двое суток. Но как прочесть сочетание «22 суток» (слайд 5). Нельзя сказать «двадцать две сутки», не подходит «двадцать два сутки», так, может быть, «двадцать двое суток»? Но это тоже неправильный вариант: количественное числительное 20 и собирательное числительное двое не могут вступать в сочетание. Что же делать? Можно перестроить конструкцию или заменить слово сутки словом дня.
Изучите склонение собирательных имён числительных (слайд 6).
Какой вывод о склонении собирательных имён числительных можно сделать? (Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе).
Работа по учебнику:
Выполнение упражнений 372, 373 письменно.
Теория о числительных оба и обе (слайд 7).
Подумайте:
Я собираю марки и переписываюсь с другими филателистами. Особенно часто мне присылают марки двое: моя бабушка мария Семёновна из Ярославля и подруга младшей сестры, первоклассница маша из Алма-Аты.
Употребив слово двое, автор этого текста сразу допустил две ошибки. Какие?
Выполнение упр. 374 устно.
6. Итоги урока
Что нужно знать о собирательных числительных, чтобы правильно употреблять их в речи?
7.Домашнее задание:
Параграф № 65, индивидуально каждому на карточке, подготовиться к диктанту упр. 375.
Список используемых источников
1.Учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян).
2.Поурочные разработки по русскому языку 6 класс. О.В.Беляева, О.А. Даценко
3.Уроки русского языка 6 класс. Г.П. Соколова
4.Уроки русского языка 5-6 классы. Т.А. Захарова, О.В.Левина и др.
5.Занимательный русский язык. Г.Александрова.