Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей №1560
СЗОУО ДО г. Москвы
Конспект урока
по русскому языку
в 7 классе
«Алгебра гармонии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Новосельцева Наталья Владимировна
г. Москва
2014
План – конспект
урока русского языка
составила Новосельцева Н.В.
тема: Алгебра гармонии (обучение сочинению – рассуждению)
ЗАДАЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
— обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
— продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;
— формировать навык лингвистического анализа текста.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
— развивать у учащихся творческие способности на основе формирования умения анализировать готовый материал;
— развитие речи учащихся;
— развитие навыков исследовательской деятельности.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
— воспитывать чувство бережного отношения к русскому языку;
— воспитывать патриотизм;
— прививать интерес к исследовательской работе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— текст из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная»;
— мультимедийная система.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя. Здравствуйте, дети! Займите пожалуйста свои места. Сегодня у нас с вами урок русского языка, но работать мы с вами будем не в тетрадях, на листах бумаги, которые лежат у каждого на столе.
Возьмите, пожалуйста, белый лист бумаги запишите тему сегодняшнего урока: «Алгебра гармонии»
Эпиграфом к нашему уроку послужат пушкинские строки (Слайд №1)
Труден первый шаг, И скучен первый путь.
Поверил я алгеброй гармонию.
— Как вы понимаете выражение «алгебра гармонии»?
Произведение искусства, разъятое на части, детальный анализ.
— И в продолжение эпиграфа:
Усильным напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой.
— Как вы понимаете следующие строки?
Сегодня мы поработаем как учёные лингвисты: проанализируем текст, ведь если вы научитесь понимать и анализировать текст – это пригодится вам в любой сфере вашей деятельности.
Вся наша сегодняшняя работа будет направлена на развитие ваших творческих способностей, вашего умения составлять свой текст — рассуждение .
II. Работа с текстом.
А. — Прочитайте выразительно текст.
— — Понравился ли он вам? Чем?
— Как его можно озаглавить? Какова основная мысль текста?
— Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
Б. Для любого текста важное значение имеет композиция (построение). Обратите внимание на композицию этого текста. Сколько частей она имеет? (Слайд №2)
Запишите её в свой лист.
В. У каждого человека есть свой внутренний мир, мир, которым он живёт. И текст тоже имеет свой внутренний мир, и сейчас мы заглянем в него.
— Обратитесь к таблице «Лингвистические признаки текста — рассуждения». Сейчас мы её заполним. Подчеркните части речи. 1 ряд находит в тексте глаголы, 2 ряд — существительные, 3 ряд — прилагательные.
Работаем с соседом по парте, консультируясь в правильности выбора.
— Какая часть речи в большем количестве? Почему?
Внутренний мир этого текста определяют существительные отвлечённые, обозначающие понятия.
— Посчитайте количество простых предложений и сложных предложений.. Каких больше? Почему?
Г. Что собой представляет текст рассуждение?
III. Кластер (нелинейный мозговой штурм).
— А сейчас мы попробуем, используя полученные знания написать 3 предложения по схеме композиции на тему «Русский язык в моей жизни».
Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают всё, что им приходит на ум в связи с этой темой.
Подводится итог написанному на доске.
IV. Составление предложений.
Проверка составленного.
V. Выводы
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по теме «Русский язык в моей жизни».
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (текст для работы)
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысли в каком – то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивающийся более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, — человека, который пользуется языком народа.
Д.С. Лихачёв
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (лист для работы учащихся на уроке)
тема:
Композиция текста – рассуждения
Лингвистические признаки текста – рассуждения
Виды предложений |
| ||||||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
прилагательное | глагол | Простое предложение | Сложное предложение | |
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
Д. Лихачёв. Земля родная. – М.: «Просвещение», 1983.
А. Пушкин. Проза. Драматические произведения. М.: «Современник», 1974.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http: //twopcharts.com