Конспект урока по русскому языку в 7 классе Одна и две буквы Н в суффиксах причастий (закрепление)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа








Конспект урока по русскому языку в 7 классе



Одна и две буквы Н в суффиксах причастий (закрепление).





Подготовила

учитель русского языка и литературы Чернышова Лариса Сергеевна




г. Воронеж

2011


Цели урока:

  • сформировать у учащихся навык правописания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

  • воспитание любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  • освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи урока:

  • формирование умений и навыков по определению спряжения глагола;

  • попутное повторение постановки знаков препинания в сложных предложениях (БСП, ССП, СПП).

Оборудование:

  • карты города Глагол, составленные учащимися;

  • карточки для самостоятельной работы;

  • презентация «Н и НН в причастиях»;

  • раздаточный материал;

  • листочки для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания. Повторение.

  • Словарный диктант по памяти.

На прошлом уроке мы познакомились со словарными словами.

Задание: запишите в тетради по памяти словарные слова (10 слов), которые учили дома. Составьте с двумя из них простое предложение с однородными членами, подчеркните однородные члены предложения.

Жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный.

Самопроверка (по презентации).

  1. Повторение.

    • Работа по карточкам на листочках.

Карточка № 1

Из (за) леса т..мневшего с левой ст..роны1 выплыла 2 луна.4

    • Работа по карточке у доски.

Карточка

Задание: спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Выполните разборы. Расскажите о написании НЕ с глаголами.


4


    • Орфографическая диктовка.

Проверка работы по карточке у доски.

  1. Тема урока.

    • Презентация «Н и НН в причастиях».

Фронтальный опрос.

      • Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

      • От чего зависит написание одной или двух букв Н в причастиях и отглагольных прилагательных?

      • Образец рассуждения:

1. Скле..ый фонарик →есть приставка → пишется НН – глагол на –ить, значит, суффикс -ЕНН- – склеенный.

2. Законче..а игра→краткое причастие →пишется Н – глагол на –ить, значит, суффикс-ЕН- – закончена игра.


Определить Н или НН (комментированное письмо, работа в тетрадях).

Вязаный свитер, сломанный пенал, мороженая рыба, свежемороженые овощи, выкрашенный пол, организованный вечер, свежезамороженные ягоды, испечённый хлеб, жжёный сахар, хорошо покрашена, квалифицированный работник.


Проверка (по презентации).


    • Творческая работа в тетради (раздаточный материал).

Задание: спишите, заменяя выделенные слова причастиями.

На снегу пустынной лесной дороги вился извилистый, нечёткий след, который оставил зверь. Картина, которую нарисовал известный художник, была приобретена музеем. На столе стояла лампа, которую погасили. Мы шли по дорожке, которую усыпало листьями.

    • Редактирование текста. (Текст записан на доске или в презентации, учащиеся списывают его, исправляя.)

Задание: исправьте ошибки в употреблении причастного оборота.

1) Стоявшая маленькая керосиновая лампа на столе освещала только середину комнаты. 2) Маршировавшие казаки по дороге не давали никому ни пройти ни проехать в город. 3) Кит – не рыба, а млекопитающееся животное. 4) Женщина повторяла одну и ту же фразу: «Мы хотим, чтобы все были трудящие».

Проверка.

1) Маленькая керосиновая лампа, стоявшая на столе, освещала только середину комнаты. 2) Маршировавшие по дороге казаки не давали никому ни пройти ни проехать в город. 3) Кит – не рыба, а млекопитающее животное. 4) Женщина повторяла одну и ту же фразу: «Мы хотим, чтобы все были трудящиеся».


  1. Контроль умений и навыков.

В конце урока проверим, как мы научились писать безударные личные окончания глаголов.

    • Самостоятельная работа «Н или НН?» (на листочках).

Недописа..ный роман

Пуга..ная ворона

Маринова..ные грибы

Масле..ный пирог

Балова..ное дитя

Замасле..ный комбинезон

Купле..ный абажур

Поля засея..ны

Ране..ный пулей боец

Дорожки выровне..ны

Броше..ная табуретка

Телефон отремонтирова..н

Скоше..ная рожь

Асфальтирова..ная дорога

Безымя..ная речка

Ране..ный солдат

Исправле..ная ошибка

Выслуша..ное замечание

Записа..ный мною

Сея..ная мука

Проверка.

Недописанный роман

Пуганая ворона

Маринованные грибы

Масленый пирог

Балованное дитя

Замасленный комбинезон

Купленный абажур

Поля засеяны

Раненный пулей боец

Дорожки выровнены

Брошенная табуретка

Телефон отремонтирован

Скошенная рожь

Асфальтированная дорога

Безымянная речка

Раненый солдат

Исправленная ошибка

Выслушанное замечание

Записанный мною

Сеяная мука

Работы сдаются, оценки будут объявлены на следующем уроке.

  1. Домашнее задание: § 119, упр. 691 (стихотворение Н. И. Рыленкова о берёзе.)

  2. Выводы по уроку:

  • вспомнили словарные слова, выполняя самостоятельную работу;

    • тренировались определять, сколько Н надо писать в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • рассмотрели образец рассуждения при определении написания Н и НН в суффиксах причастий;

  • работали с текстом, исправляя речевые ошибки (употребление причастий и причастных оборотов).


Задание: спишите, раскрывая скобки и ставя глаголы в настоящем времени, объясните написание окончаний глаголов.

(Заканчиваться) второй весенний месяц апрель. (Приближаться) День Победы. Многие ветераны (встретиться) 9 мая и (вспомнить) еще раз об интересных случаях из своей военной биографии.


Задание: спишите, раскрывая скобки и ставя глаголы в настоящем времени, объясните написание окончаний глаголов.

(Заканчиваться) второй весенний месяц апрель. (Приближаться) День Победы. Многие ветераны (встретиться) 9 мая и (вспомнить) еще раз об интересных случаях из своей военной биографии.


Задание: спишите, раскрывая скобки и ставя глаголы в настоящем времени, объясните написание окончаний глаголов.

(Заканчиваться) второй весенний месяц апрель. (Приближаться) День Победы. Многие ветераны (встретиться) 9 мая и (вспомнить) еще раз об интересных случаях из своей военной биографии.


Задание: спишите, раскрывая скобки и ставя глаголы в настоящем времени, объясните написание окончаний глаголов.

(Заканчиваться) второй весенний месяц апрель. (Приближаться) День Победы. Многие ветераны (встретиться) 9 мая и (вспомнить) еще раз об интересных случаях из своей военной биографии.


Задание: спишите, раскрывая скобки и ставя глаголы в настоящем времени, объясните написание окончаний глаголов.

(Заканчиваться) второй весенний месяц апрель. (Приближаться) День Победы. Многие ветераны (встретиться) 9 мая и (вспомнить) еще раз об интересных случаях из своей военной биографии.


Карточка № 1


Старый клён1 одева..тся свежей2 густой зел..нью.4


Карточка

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Выполните разборы. Расскажите о написании НЕ с глаголом.


Приход..т2 весна и ра..ст..ла..т на земле1 цветочный ковер.4




Карточка № 2


Звонко2 выстукива..т весенн..ю дробь1 дятел.4


Список использованной литературы



        1. Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: 2004.

        2. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. – М.: 1987.

        3. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс. – М.: 2001.

        4. Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: 1999



Свежие документы:  Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме «Геометрическая прогрессия»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: