Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Деепричастие»

МБОУ «Пришибинская ООШ»













Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема «Деепричастие. Обобщающий урок на материале рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»









Подготовила учитель

русского языка и литературы

Муродова Надежда Игоревна














с. Пришиб

2012

Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме

«Деепричастие», показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в

художественных произведениях, воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

Оборудование: слайды, листы с заданиями, тексты, разноуровневые перфокарты

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и цели урока.

-На предыдущих уроках мы с вами говорили о деепричастии, о том, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей: дее + причастие, т.е. объясняется как причастность к действию. Сегодня, ребята, мы должны обобщить и закрепить всё, что узнали по данной теме; повторить виды деепричастий, их синтаксическую функцию, правило написания не с деепричастиями, употребление деепричастий. Помогут нам в этом отрывки из знакомого вам произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».( На парте у каждого ученика лист с заданиями, куда дети будут вписывать ответы)

  1. Работа по теме:

1) – Ребята, давайте вспомним, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. (Работа со слайдами № 1, 2). Фронтальный опрос.

2) – Ребята, в вашем листе заданий даётся 2 текста. Прочитайте внимательно и определите, какую роль играют в тексте причастия и деепричастия.

Текст с причастиями

« …Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшим холмам от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»

Текст с деепричастиями

«… Все опять притихли. Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь. Резко зачернелись они на внезапно вспыхнувшем пламени, затрещали, задымились и пошли коробиться, приподнимая обожжённые концы. Отраженье света ударило, порывисто дрожа во все стороны, особенно сверху. Вдруг откуда ни возьмись белый голубок, — налетел прямо в это отраженье, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крыльями».

(Причастия показывают статичность картины природы, описывают образ наступившего утра. Деепричастия показывают нам динамику, движение. Предложения с деепричастными оборотами обращают наше внимание на качество действий и их обстоятельства)


3) – Следующее задание в вашем листе на восстановление текста. Заменить выделенные глаголы деепричастиями. Как изменится текст? Что нужно помнить при замене глаголов на деепричастия?


« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидят без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтают руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострили уши, впереди всех задрал хвост и беспрестанно меняет ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейником в спутанной гриве.

(Исправленный текст более ёмкий, ярки, передает картину выгона табуна точнее).

4) Выборочно-распределительный диктант

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастий. Заполните таблицу.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида









Предложения для диктанта:

— Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

— Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка.

— Камыши, точно раздвигаясь, «шуршали», как говорится у нас.

-Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда.

— Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошёл, забирая влево, вдоль осинника.

— Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги.

— Что, ребята, — начал он, помолчав,- неладное дело.

— А ведь и то, братцы мои, — возразил Костя, расширив свои и без того огромные глаза.

( Проверка задания)


5) — Как выделяются на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Задание: ( Слайды № 3, 4). Перестройте предложения в соответствии с заданной схемой. Знаки не расставлены. (Делают задание устно и комментируют).


6) – Деепричастия являются в основном принадлежностью книжной речи, поэтому, употребляя их в письменной речи, мы, к сожалению, иногда делаем ошибки.

Задание: Найти ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

  1. Читая рассказ, чувствуется отношение писателя к крестьянским детям.

( Читая рассказ, мы чувствуем отношение писателя к детям).

  1. Глядя на Павлушу, мне пришла мысль: «Что за славный мальчик».

(Глядя на Павлуш, я подумал «Что за славный мальчик»).

-Что мы дожны учесть, исправляя ошибки в этих предложениях? ( Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относиться действие, выраженное глаголом-сказуемым).

7) — Мы продолжаем работу с деепричастиями . Сейчас выполним задание

на правописание не с деепричастиями. В перфокартах отметьте слитные написания.

(Работа с разноуровневыми перфокартами)


V. Подведение итогов урока.

— Что сегодня на уроке нам удалось сделать?

— Какова роль деепричастий в художественных произведениях?


VI. Домашнее задание.

-Распространите предложения деепричастными оборотами. (Предложения записываются в тетрадь).

а) «Бежин луг» открывает нам поэзию детства,….

б) Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня стерегли ночью табун,…

в) …….., словно наяву любуешься мальчишками.





Приложение.

Перфокарта №1(Уровень «3»)

____ (не)видя

____ (не)веря

____ (не)доумевая

____ (не)находя

____(не)замечая

____ (не)произнеся

____ (не) стихая

____ (не)навидя

____(не)дождавшись

____ (не)узнав

____ (не)радуясь

____ (не)чувствуя

____ (не)страшась


Перфокарта № 2 (Уровень «4»)

_____ (не)умолкающий шёпот

_____ (не)удержавшиеся на ветках

_____ (не)проницаемая стена

_____ ничему (не)радуясь

_____ (не)тёплая, а холодная

_____ очень(не)приветливые

_____(не)рассчитывая

_____ (не)знающая тепла

_____(не)изъяснимое волнение

_____ ждать с (не)терпением

_____(не)утолимая печаль

_____(не)замечая

_____ (не)навидя


Перфокарта №3 (Уровень»5»)


_____ (не)доумевая

_____ преследовали (не)удачи

_____ (не)ощущая холода

_____(не)преодолимая преграда

_____ ничему (не)рады

_____ (не)утешительные вести

_____ отнюдь (не)счастливая

_____ (не)забывая

_____ очень (не)простая

_____ (не)согретая солнцем

_____ (не)поправимая беда

_____ (не)успокоившись

_____ (не)умолимые законы















Лист заданий

1) Прочитайте внимательно и определите, какую роль играют в тексте причастия и деепричастия.

Текст с причастиями

« …Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшим холмам от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана- полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»

Текст с деепричастиями

«… Все опять притихли. Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь. Резко зачернелись они на внезапно вспыхнувшем пламени, затрещали, задымились и пошли коробиться, приподнимая обожжённые концы. Отраженье света ударило, порывисто дрожа во все стороны, особенно сверху. Вдруг откуда ни возьмись белый голубок, — налетел прямо в это отраженье, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крыльями.»

2) Заменить выделенные глаголы деепричастиями. Как изменится текст? Что нужно помнить при замене глаголов на деепричастия ?

« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидят ( ) без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтают ( )руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострили ( ) уши, впереди всех задрал ( ) хвост и беспрестанно меняет ( ) ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейником в спутанной гриве.



3) Заполните таблицу.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида










4) Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1)Читая рассказ, чувствуется отношение писателя к крестьянским детям.




2) Глядя на Павлушу, мне пришла мысль: «Что за славный мальчик».















Список использованной литературы

1) Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском я языке – Москва.: «Просвещение», 2003.

2)Соколова Г.П. «На урок – с И.С.Тургеневым» с. 12-15.//Журнал «Русский язык в школе», №5, 2000 г.//.

3)Тургенев И.С. «Бежин луг», Лениздат, 1972 г.








Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тема текста"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: