Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Употребление предлогов»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа








Конспект урока по русскому языку в 7 классе



«Употребление предлогов»




Подготовила

учитель русского языка и литературы Чернышова Лариса Сергеевна






г. Воронеж

2011


Цели урока:

  • сформировать у учащихся навык правильного употребления предлогов в речи.

  • воспитание любви и уважения к русскому языку; сознательного отношения к языку как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  • освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи урока:

  • формирование умений и навыков по употреблению предлогов в речи;

  • попутное повторение синтаксиса простого предложения, причастных оборотов и знаков препинания при них.

Оборудование:

  • Презентация «Предлог. Употребление предлогов».

  • Карточки для самостоятельной работы.

  • Раздаточный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания. Повторение.

Дома вы составляли текст научного стиля об особенностях служебных частей речи (упр. 289). Послушаем некоторые из составленных текстов и ответим на вопрос, соответствуют ли они заданию. (2 учащихся читают тексты, составленные дома, класс анализирует, соответствуют ли они стилю (научный), какова содержательная сторона.)

  1. Повторение.

Вспомним правописание наречий.

    • Работа по карточкам на листочках (3 уч.).

Карточка № 1

Тронуться в путь (по) прежнему напр..влению, тосковать (по) настоящему делу, (по) настоящему отдохнуть, воспринимать (по) своему, идти (на) цыпочках, изобр..зить (на) память, исчезать (по) немногу, поделить (по) ровну, идти (по) осеннему лесу, (по) осеннему хмурые дни, поймать (на) лету, выт..реть (до) суха.

    • Работа по карточке у доски.

Карточка № 2

Задание: спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, обозначая орфограммы, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор. Расскажите о знаках препинания при причастных оборотах.

Из (за) холмов покрытых ч..рною ма(с, сс)ой лесов тихо подымались какие (то) белесоватые обл..ка.4(В. Г. Короленко.)

Карточка № 3

Задание: выпишите из предложения существительные с предлогами, выполните указанные разборы. Дайте определение предлога.

Из (за) холмов покрытых ч..рною ма(с, сс)ой лесов1 тихо3 подымались какие (то)2 белесоватые обл..ка. (В. Г. Короленко.)

    • Словарный диктант (работа со словарными словами у доски).

Резиденция, период, изобразить, возражение, поражение.

Слово резиденция заимствовано в Петровскую эпоху из польского языка, где оно обозначало «местопребывание».

В своей резиденции в Сочи президент России принял делегацию молодежи.

Найдите в предложении предлоги. Назовите словосочетания со словом резиденция, укажите главное слово ((в чьей?)в своей резиденции, в резиденции (какой?) в Сочи).

    • Работы по карточке № 1 собрать.

    • Проверка работы по карточкам у доски.

Изза холмов, покрытых черною массой лесов1, тихо3 подымались какие-то2 белесоватые облака.4(В. Г. Короленко.)

Тихо – наречие.

I. Подымались (как?) тихо; признак действия.

II. Неизм.

III. Подымались как? тихо.

  1. Тема урока: «Употребление предлогов».

На прошлом уроке мы с вами говорили о предлоге как части речи. Давайте вспомним:

    • Фронтальный опрос.

      • На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные и особая часть речи междометие)

      • Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложений).

      • Какие служебные части речи вы знаете? (предлог, союз, частица)

      • На какие группы делятся предлоги? (простые и составные, производные и непроизводные).

    • Проверим, кто из вас самый догадливый. Ответьте на вопросы-шутки:

        1. Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте или спеть? (до)

        2. Какие два предлога определяют положение тела? (по-за)

        3. Из каких двух предлогов можно создать литературное (не стихотворное) произведение? (про-за).

        4. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за)


  • Работа с презентацией.

В русском языке около 200 предлогов. Все они употребляются с определенными падежами:

с Р.п. – примерно 115 предлогов

Т.п. – 24 предлога

В.п.20 предлогов

Д.п. – 19 предлогов

П.п.7 предлогов

Многозначные предлоги (их 8) употребляются не с одним падежом: 6 – с двумя, 2 – с тремя падежами.

Об употреблении предлогов прочитаем в § 49 на стр. 134.

При употреблении в речи часто путают предлоги в и на. Как же выбрать, какой предлог использовать? По значению! Предлог в используется при обозначении ограниченного пространства, а предлог на – если такое значение отсутствует. Более подробно объясняет употребление этих предлогов таблица в рабочих материалах к уроку.

    • Работа с учебником. Выполним упр. 290 (комментированное письмо). Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже, используйте предлоги в или на (только с первыми глаголами, со вторыми — дома). Проверяйте себя по таблице (см. «Материалы к уроку»).

Работать на фабрике, на заводе, в больнице, в библиотеке, в магазине, на бирже, в цехе; учиться в школе, в техникуме, на курсах, в лицее, в институте, на историческом факультете; жить в Сибири, в Заполярье, на Урале, на Алтае, в Москве.

    • Предлоги с и по употребляются с тремя падежами. С какими? Прочитаем материал во второй рамочках на стр. 135:

когда? после чего? по окончании, по прибытии

с —

Р., В., Т.п.

по —

Д., В., П.п.

Запомните:

по (= после) + П.п.

по (= значение причины, цели) + Д.п.

По получении ответа

По окончании спектакля

По состоянию здоровья

Работы по озеленению города

Прочитаем в «Материалах к уроку» и запомним, с какими падежами сочетается предлог по при глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, горевать, плакать, соскучиться, тосковать, тужить и др.):

        1. с существительными в Д.п.

        2. с личными местоимениями 1, 2 лица в П.п.

          • 3 лица ед. числа в Д.п., П.п.

          • 3 лица мн. числа в Д.п.

            Сущ.

            Скучает по сыну

            по детям

            по брату

            по маме

            Д.п.

            3 л., ед. ч.

            Скучает по нему, по нём

            по ней,

            Д.п., П.п.

            3 л. мн. ч.

            по ним

            Д.п.

            1 л.

            2 л.

            Скучает по нас

            по вас

            П.п.

    • Тренировочные упражнения. Работа в тетради (раздаточный материал).

1

Задание: Составьте словосочетания, ставя существительные в нужном падеже. Первая группа – составить с любым из словосочетаний сложное предложение.

Отсутствовать по уважительной причине, поступить по окончании школы, отсутствовать по болезни, тоскует по ней, встретиться по прибытии, обсудить по возвращении, соскучился по вас.

Самопроверка по презентации. Чтение составленных предложений.

    • Редактирование текста (по презентации).

2

Задание: исправьте ошибки.

1. Школьники вернулись с Москвы оживленные, полные новых впечатлений. 2. Письма с Крыма приходили регулярно. 3. С магазина мама принесла хлеб и молоко. 4. Сегодня я пришла со школы домой рано.

Ключ.

1. Школьники вернулись из Москвы оживленные, полные новых впечатлений. 2. Письма из Крыма приходили регулярно. 3. Из магазина мама принесла хлеб и молоко. 4. Сегодня я пришла из школы домой рано.

  1. Вопросы для любознательных.

Проверим, кто из вас больше знает о предлогах.

        1. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (с глаголом)

        2. Какие предлоги не могут быть приставками? (для, кроме)

        3. С каким падежом больше всего употребляется предлогов? (с Р. п.)

        4. Сколько предлогов употребляется с двумя падежами? (6: в,на – В, П.п.; за, под – В., Т.п.; о, (об, обо) – В., П.п.; между (меж) – Р., Т.п.) С тремя? (2: с — Р., В., Т.п., по — Д., В., П.п.)

  1. Контроль умений и навыков.

Проверим, как мы научились употреблять предлоги.

Самостоятельная работа (на листочках). Задание: выбрать нужный предлог, поставить существительное в нужном падеже, вставить пропущенные буквы.

Поступить (в, на) школу, (в, на) курсы, (в, на) институт. Работать (в, на) фабрике, (в, на) заводе, (в, на) библиотеке. Скучать по (мама) ___________, по (он) ________, по (они) ________, по (мы) ________. Встретиться по прибыти…, отсутствовать по уважительн… причин…, зайти по окончани…, ошибиться по рассеянност… .

Работы сдаются, оценки будут объявлены на следующем уроке.

  1. Домашнее задание: § 49, упр. 290 (закончить), 294.

  2. Сообщение учащихся.

Предлог – служебная часть речи, но роль их в тексте очень важна. Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали о предлогах?».

Известный лингвист Валерий Петрович Абрамов в своей книге «Созвездия слов» так писал об употреблении предлогов.

Выдающийся советский филолог Виктор Владимирович Виноградов говорил, что слова связаны друг с другом, и образуют, таким образом, целые «созвездия».

В таких созвездиях есть слова, которые активно используются, и слова, редко употребляемые. Узнать о том, как часто встречается то или иное слово в тексте или каких частей речи больше в текстах, можно в частотных словарях.

«Частотный словарь русского языка» под ред. Засориной (1977 г.) выявил, что наиболее часто употребляются слова: в, и, не, на, я, быть, что, он, с, а. На первом месте оказались служебные слова. Предлоги – первое, четвертое, девятое слово из десяти. Как мы видим, они хоть и представляют немногочисленный класс слов, но играют большую роль в оформлении текста.

Служебные слова – главные оформители текста. Знаменательные – главные составители текста (они наполняют текст информацией). Значит, нет «главных» и «второстепенных» слов в языке. Все слова являются важными. И грамотное употребление каждого слова показывает вашу культуру владения языком.

— Что нового вы узнали о предлогах?

— Какие предлоги являются самыми частотными словами? (в – 1 место, на – 4 место, с – 9 место)


  1. Оценки за урок.

  2. Выводы по уроку:

  • вспомнили словарные слова, выполняя самостоятельную работу;

  • повторили правописание наречий; синтаксический, фонетический, морфологический разборы, разбор слова по составу;

    • тренировались правильно употреблять предлоги в, на, по с существительными и местоимениями;

  • работали с текстом, исправляя ошибки в использовании предлогов.

Карточка № 2

Задание: спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, обозначая орфограммы, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор. Расскажите о знаках препинания при причастных оборотах.

Из (за) холмов покрытых ч..рною ма(с, сс)ой лесов тихо подымались какие (то) белесоватые обл..ка.4(В. Г. Короленко.)



Карточка № 1

Ключ:

Тронуться в путь по прежнему направлению, тосковать по настоящему делу, по-настоящему отдохнуть, воспринимать по-своему, идти на цыпочках, изобразить на память, исчезать понемногу, поделить поровну, идти по осеннему лесу, по-осеннему хмурые дни, поймать на лету, вытереть досуха.

Карточка № 3

Задание: выпишите из предложения существительные с предлогами, выполните указанные разборы. Дайте определение предлога.

Из (за) холмов покрытых ч..рною ма(с, сс)ой лесов1 тихо3 подымались какие (то)2 белесоватые обл..ка. (В. Г. Короленко.)




Список использованной литературы



        1. Абрамов В.П. Созвездия слов. – М.: 1989

        2. Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: 2004.

        3. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. – М.: 1987.

        4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс. – М.: 2001.

        5. Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: 1999

        6. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Русский язык/ Авт. В.В. Волина. – М.: 1997.



9


Свежие документы:  Урок музыки «Джаз – это жизнь»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: