Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 131
г. Уссурийска Уссурийского городского округа
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
«Однородные и неоднородные
определения»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Казимирова Оксана Викторовна,
1 квалификационная категория
Уссурийск, 2015 год
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
8 класс
Цель урока: создать условия для формирования лингвистической и языковой компетенций учащихсяся через освоение знаний об однородных и неоднородных определениях; способствовать формированию умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их, что будет способствовать воспитанию у уч-ся сознательного отношения к языку как к духовной ценности.
Перед уроком на перемене показана презентация 1.
Ход урока.
Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас узнал себя на фотографиях? Нет?! А вот я во многих из них видела себя в школьные годы. Скажу вам по секрету, что в школе у меня иногда встречались «3» и «4». Более того, даже сам А.С.Пушкин был не самым первым учеником в классе. Именно поэтому я стала учителем и совершенствую своё знание языка. Сегодня предлагаю вам провести урок в форме «Разговора с языком» и создать свой журнал.
I. Презентация 2. Слайд 1. (журнал « Разговор с языком»).
Число, классная работа.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
— В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках однородных членов предложения и знаках препинания при них.
Работа с высказыванием И.С.Тургенева. Слайд 2.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! »
И.С.Тургенев
Вопросы:
— Какое языковое явление наблюдается в 1 предложении?
— Что такое однородные члены? Докажите?
(Учащиеся называют эти признаки):
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены относятся к одному и тому же слову.
Связаны сочинительной связью, равноправны, между однородными членами можно поставить союз и.
Однородные члены перечисляются.
5.Однородные члены разделяются запятой
— Какие это однородные члены? (определения)
— Что такое определение?
Раздаточный материал (лист № 1)
(Создание кластера)
Учитель: Поменяйтесь с соседом своими схемами, сравните с доской (слайд 3). Поработайте учителями, оцените с помощью оценочных листов работу соседа.
III. Стадия «Вызов». Слайд 4
Работа с цитатой А.А.Ахматовой.
«Мы сохраним тебя,
русская речь,
Великое русское слово!»
Вопросы:
— Почему нет запятой между определениями?
— Постановка перед учащимися учебной проблемы — решить, почему в предложении не поставлена запятая между определениями.
— Проверьте, соответствуют ли эти определения признакам однородности.
-Роль союза И, нет перечислительной интонации. Обозначают разные признаки.
Учитель: Определения, которые не соответствуют признакам однородности называются неоднородные.
Учитель: Как это предложение может быть связано с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока. Поставьте перед собой цели (слайды 5, 6).
научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;
научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
Физминутка. Учитель берёт в руки 3 яблока и задаёт ребятам вопросы:
— Ребята, как вы думаете, почему я сегодня на урок пришла с яблоками? (звучат предположения).
— Как яблоки могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? (звучат предположения).
Учитель: Мы с вами познакомились с высказываниями о языке А.А.Ахматовой, И.С.Тургенева, а для меня язык такой же сочный как эти яблоки.
Задание: Придумайте свои определения к яблокам и передайте фрукты соседям сзади.
Учитель записывает названные ребятами определения на доске. Данная физминутка разряжает атмосферу, вызывает улыбки, потому что прилагательные звучат разные: шарообразное, однородное, вкусное, красочное и т.д.)
IV. Стадия осмысления (работа в парах). Слайд 8.
Работа с учебником (п. 189). Заполните таблицу.
Неоднородные определения | |
1. Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету: красный, желтый шар; по форме: круглый, овальный прямоугольный стол; по размеру: маленький, большой, огромный дом), единое впечатление о предмете: раннее, свежее, тихое утро) | 1. Характеризуют предмет с разных сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес, наш любимый учитель) |
2.Непосредственно относятся к определяемому существительному (красный, желтый шар) | 2. Непосредственно относится только к ближайшему определению, а другое ко всему словосочетанию (большой красный шар) |
3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз И» | 3. Нет сочинительной связи «нельзя поставить союз И» (большой и красный шар) |
|
|
4.Произносится перечислительной интонацией, разделяются запятыми | 4. НЕТ перечислительной интонации, запятая не ставится. |
(Таблицу сверили с доской (слайд 8), запомнили. Рассказать таблицу по опорным словам).
Оцените свою работу при помощи оценочных листов.
V . Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале (слайд 9)
Задание 1 ( 2 человека у доски). Расставьте знаки препинания, оцените работу.
1 вариант
Необыкновенный загадочный язык наш есть великая тайна. (Н.В.Гоголь)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… (И.С.Тургенев)
2 вариант
Грубое злое слово ранит быстрее, чем лечит. (И.Гёте)
Истинное подлинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. (Ф. Ларошфуко)
Задание 2. Распространите предложения двумя способами (слайд 10).
Фронтальная проверка. Оцените работу, посчитайте баллы, поставьте себе итоговую оценку.
V1. Домашнее задание. Создайте страничку журнала «Разговор с языком», используя высказывания знаменитых личностей (слад 11)
V11. Этап рефлексии.
Учитель показывает ребятам красочно оформленную книгу, на которой написано название «Журнал. Разговор с языком», перелистывает страницы.
— Ребята, что это у меня в руках? Почему многие страницы чистые?
— Правильно, это наш с вами виртуальный журнал, вот так он выглядит. На чистых листах я помещу ваши высказывания о языке. У каждого из вас на столе есть конверты, загляните в них, составьте свои высказывания, используя определения из физминутки, записанные на доске.
Ребята зачитывают получившиеся предложения и помещают их на магнитной доске.